Поговаривали, что в образе Ильи Муромца на своём знаменитом полотне «Богатыри» художник Виктор Васнецов изобразил ни много ни мало императора Александра III. Сходство лица весьма сомнительно, но вот комплекция очень похожа. Государь действительно отличался богатырским сложением: его рост составлял 193 сантиметра, а вес 7,5 пудов (120 килограмм).
Сила в доходчивости
Правитель с излишним весом – не редкость для правящих домов Европы. Однако Александр III (в отличие от большинства своих «коллег») обладал не столько жировой, сколько мышечной массой и при случае мог продемонстрировать свою недюжинную физическую силу.
Однажды на приёме в Зимнем дворце зашла речь о балканском кризисе. Присутствовавший посол Австро-Венгрии горячо отстаивал свою позицию и в запальчивости позволил себе заявить, что Россия не оставляет его стране выбора и, весьма возможно, уже на днях будет принято решение о мобилизации двух-трёх корпусов и их выдвижении к границам.
В зале воцарилась мёртвая тишина. Все ждали реакции императора на такую дерзость и не зря, ведь Александр умел быть по-настоящему грозным. Однако в этот раз государь молча и невозмутимо взял в руки вилку, без видимых усилий согнул её в узел и бросил на стол перед послом, добавив: «Вот что я сделаю с вашими корпусами».
В действительности император считал, что «даже все Балканы не стоят жизни одного русского солдата», однако решил дать понять Австро-Венгрии, с кем именно ей придётся иметь дело в случае чего.
Последний богатырь
Насколько внушительное впечатление на современников производила внешность Александра III, наглядно показывает один исторический анекдот. Во время одной из железнодорожных поездок по стране император вышел погулять на станции, пока паровоз заправляли водой.
Оказавшиеся вокруг люди с удивлением и почтением рассматривали массивную фигуру государя. Общее настроение колоритнее всего выразил один из крестьян. «Вот это царь так царь!» – восхитился он, по простоте душевной усилив свою мысль крепким непечатным выражением.
Охрана государя тут же схватила крестьянина под белы рученьки. Ну как же, оскорбление его императорского величества! Однако Александр III, и сам неплохо владевший великим и могучим народным языком, крестьянина велел отпустить и даже подарил ему на память свой портрет: серебряный рубль.
Другая история, связанная с железной дорогой, ещё нагляднее демонстрирует физическую силу Александра. Речь о крушении царского эшелона в октябре 1888 года. Задним числом сын инспектора императорских поездов барона фон Таубе в своих воспоминаниях утверждал, что это был теракт и даже называл конкретного виновного. Однако сам государь в первые минуты после катастрофы высказался на этот счёт максимально ёмко: «Воровать надо меньше!».
Крушение действительно могло погубить царя. В первом вагоне эшелона, где находилась буфетная прислуга, погибли все 13 человек. Семья Александра III в момент катастрофы обедала в столовой, сделанной (как и все «императорские» вагоны) из более прочного и тяжёлого металла.
Впрочем, стены всё равно не выдержали и сложились из-за удара, но из 20 человек, находившихся внутри, самую серьёзную травму получил флигель-адъютант Шереметев – ему раздробило палец руки. Остальные уцелели, потому что император, как Атлант, на своих плечах удержал тяжёлую крышу вагона, позволив всем выбраться наружу. Подобно этому он держал на себе и спокойствие империи, точно также рухнувшей после его смерти.
О том, как Александр 3 с Европой разговаривал смотрите на нашем ютуб канале. Приятного проссмотра.