Найти тему
Истории о живописи

Зачем художнику трамвай?


Из дождливой мглы, из смога, из-за углов с верандами кофеен, сквозь время, едет, позвякивая колокольчиком, городской трамвай.
Зачем с таким упорством художники-реалисты пишут и пишут эту неотъемлемую часть старого города? Порой не отдавая себе отчета, не задумываясь над тем, что повторяют один и тот же сюжет. Трамвай светит огоньком из глубины холста на картинах французских американских, канадских, русских художников.


Откуда взялся этот образ-стереотип, что он значит?
Почти каждый художник, работавший в жанре городского пейзажа, имеет в своем арсенале картину с трамваем. Трамвай символизирует не что иное как судьбу и жизненный путь.


Движение по рельсам - предопределенность. Трамвай не может свернуть. Он может затормозить, остановиться или ускориться, но произвольно изменить маршрут - нет.
Рельсы отождествляют имманентность. Имманентны наш пол, национальность, возраст - то есть все то, что не выбираем и не можем изменить.

Увидев пути мы понимаем, что именно здесь, чуть раньше или чуть позже, простучит колесами гулкий вагончик. Ни автобус, ни такси, ни случайная попутка не формируют в сознании этого стойкого ощущения вмененных правил.
Но именно это эфемерное ограничение свободы и предопределенность выручают нас в незнакомых городах, в путешествиях по дальним странам. Заблудившийся путник всегда сможет выбраться с незнакомой окраины в центр, если случайно наткнется на трамвайные рельсы.


Практически нет картин, где трамвай написан сбоку или уходящим. Он всегда надвигается на художника и зрителей. Часто на картинах вектор подтверждается движущимися следом машинами.


И независимо от погоды, дождь ли, солнце, ветер - в трамвае уютно. Это отдельный городской организм со своим микроклиматом, лишь отчасти зависимым от внешних обстоятельств.

Трамвай - это еще и символ времени, бесконечного движения.
Остановки кратки, забрав пассажира, вагончик устремляется дальше.


Движение на зрителя подтверждается едущими позади трамвая автомобилями. Не подчеркнутый отдельно уют вагончика создается контрастным видом мокнущего велосипедиста.


Путь на этой картине недописан, словно бы художник еще не закончил работу.


Движение из тени к солнечному свету - преодоление трудностей.

На картинах хороших художников нет случайных деталей, как в пьесе, где, по Чехову, ружье на стене должно выстрелить.
Именно лаконичная отточенность образа нравится зрителю, хотя зритель далеко не всегда отдает себе отчет, что конкретно произвело на него впечатление.