Найти в Дзене
Московские истории

Останкино:"Очень нравились взрыватели от самолетных бомб - небольшой часовой механизм, взводившийся ключиком от детских игрушек"

Читатель канала "Московские истории" Сергей Проскурин рассказывает о об "играх" ребят из Останкино, где жил с 1951 года по 1963 год. Об их изобретательности по части хулиганства, самодельных хлопушках и "фейерверках, и удивляется, что все они тогда выжили.

Двор дома №22. Вид на 1-ую Останкинскую улицу, 1959 - 1961 г. Автор: Nikolay4906.
Двор дома №22. Вид на 1-ую Останкинскую улицу, 1959 - 1961 г. Автор: Nikolay4906.

Детство наше проходило в постоянном беганье и прыганье. Мы находили обруч от бочки и кусок толстой стальной проволоки, который изгибали с одного конца в виде кочерги и гоняли этот обруч по всему проезду. Крючком подталкиваешь, поддерживаешь и направляешь бег обруча. И надо было научиться управлять им так, чтобы повернуть его на маленьком пятачке асфальта, или спрыгнуть с ним со ступеньки и подхватить его, чтобы продолжить бег.
Когда кому-нибудь перепадала такая драгоценность, как подшипник, это было счастье. С помощью старших товарищей тут же сооружался самокат из двух дощечек. На управляющую дощечку приделывались поперечные ручки, а внизу делалась вилка, куда закреплялся управляющий подшипник. Большой ставился впереди, если они были разного диаметра. Подшипники, в основном, находились на "самолетной" свалке.
Самокаты гремели на весь проезд, но доставляли столько удовольствия детворе, что никто из взрослых на нас не сердился.

Самодельный самокат.
Самодельный самокат.

Потом наступил период велосипедов. Почти все дети во дворе проходили этапы: маленький трехколесный велосипед - большой трехколесный, который можно было переделать в двухколесный, убрав у него одно колесо и ось. У некоторых потом появлялся подростковый велосипед "Школьник", но у меня такого велосипеда не было. Мне сразу, как и многим моим друзьям купили "Орленок". На этом велосипеде я проехал все свое детство до седьмого класса. Это были наши детские, безвредные забавы. Но развлекались мы не только так.
Периодически что-то в доме или во дворе или на улице приходилось сваривать. Привозили какой-то агрегат на колесиках. Насыпали в него "карбид" (карбид кальция), заливали водой, закрывали крышку и завинчивали. Карбид при взаимодействии с водой выделял ацетилен, с помощью которого сваривали железяки. За карбидом особенно не следили, и потому мы его у рабочих потаскивали. Дальнейшее его применение было почти такое же, как у сварщиков. Залив его водой и закрыв крышку, мы делали фитилек, поджигали его, куда-нибудь подбрасывали и ждали, пока взорвется.
В дождливый день нам с Вовкой попался хороший кусок карбида. Газовые трубы проходили под землей на небольшой глубине, а вентили находились в неглубоких колодцах, закрытых чугунными крышками на одной петле. Дождь заполнял эти колодцы водой, что нам показалось очень удобно. Не надо искать банку.
- Давай кинем туда карбид и подожжем! Как шарахнет, так крышка откроется! - подумали два маленьких урода. Подумали и сделали.
Крышка отлетела метров на пятнадцать. Окажись наши дурные головы на ее пути, больше нам шутить не пришлось бы. В этом колодце был газовый вентиль. Он находился рядом с деревянным домом. Его легко мог сорвать наш хлопок!

Другой забавой было найти большой болт с гайкой и насыпать между гайкой и головкой болта серы со спичечных головок. Потом аккуратно плотно закрутить и швырнуть об асфальт. Бывало, что головка болта отлетала метров на пять. И куда она полетит, никто предсказать не мог!

Благодаря наличию двух свалок недалеко от нас - "калибровской" и "самолетной" - у нас не было недостатка в "игрушках". Очень нам нравились взрыватели от самолетных бомб. Это был небольшой часовой механизм, который взводился ключиком от детских игрушек и жужжал до пяти минут, после чего острый боек выскакивал на пять миллиметров. Любимой нашей забавой было подложить его в парту перед самым началом урока какой-нибудь девочке. Слышно было жужжание, но никто не понимал откуда. Все начинали рыться в своих партах. Минут пять урока было сорвано. Весело!

Вид на школу № 304, 1965 - 1966 г. Автор: Сергей. Источник: личные фотографии.
Вид на школу № 304, 1965 - 1966 г. Автор: Сергей. Источник: личные фотографии.

Иногда на свалке нам удавалось находить пластинки белого фосфора. Было так здорово положить на нее руку или какую-нибудь фигурку из бумаги, а потом выключить свет и наблюдать, как тень этой фигурки остается темной, а остальная часть пластинки светится! Сейчас врачи и экологи сошли бы с ума от таких развлечений.
Тогда не было китайской новогодней пиротехники, но пугачи и хлопушки были. Пугачи продавал старьевщик, который раз в неделю проезжал на своей телеге, запряженной лошаденкой. За килограмм тряпья он давал мячик на резинке, или дудочку "уди-уди", или 5 пулек для пугача. А чтобы получить пугач, надо было принести ему 10 килограмм тряпья. Бывало, что и мамины зимние пальто приносили старьевщику. Вместо фейерверков мы использовали магний, который находили там же, на свалке. Сколько пальцев было обожжено и сколько глаз повреждено! И все равно мы поджигали его, потому что ослепительно белый свет ночью нас завораживал. До сих пор удивляюсь, как нам удалось выжить.

1-я Останкинская, двор дома 22а, 1959 г. Автор: Nikolay4906.
1-я Останкинская, двор дома 22а, 1959 г. Автор: Nikolay4906.


Когда наши дома решили модернизировать - сделать газовое отопление, провести канализацию, заменить водопроводные трубы, - во дворе и на Новоостакинском проезде работали экскаваторы, тракторы, бульдозеры. После окончания работы они ночевали во дворе. Кабины не закрывались. По вечерам мы лазали там, играли. Размышляли - какую бы гадость сделать?
Кто-то из нас догадался:
- Видели трубку, из которой щуп вытаскивают? А давайте туда песка засыплем!
Или:
- Давайте в бак с соляркой сахара кинем. Посмотрим, что будет!
На следующий день трактор так и не завели.

Может, это только у останкинских детей были такие негодяйские наклонности?

Другие игры 1950-х: "Расшибалочка, катание колеса и тюньдюрю считались лихими играми «блатных» ребят", "Прятаться в нашем дворе было негде, разве что за столбом забора или мусорными баками".