Найти тему
БУКВАРЬ

Влияние старообрядцев на Русский Север

Представители старообрядцев оказали серьезное влияние на образование, культуру и быт традиционного карельского общества.

Во главе староверов, как правило, стояли сельские богачи, которые воспринимались односельчанами как вожди и начальники. Именно они были проводниками развития образования.

Образование старообрядцев состояло из нескольких ступеней: староверческие мастера и мастерицы обучали грамоте детей, ориентируясь на религиозный аспект; далее обучение проходило в старообрядческих центрах, которые были не только местами культа, но и точками распространения культуры; в завершение, обучающийся мог сам стать мастером и обучать всех желающих. Так формировалась народная школа.

В 40-е гг. XIX в. Правительство Николая I уничтожило крупнейший центр поморского старообрядчества, что существенно замедлило распространение грамотности. До возникновения церковноприходских школ старообрядческие мастера были основными источниками обучения.

Что касается влияния староверов на быт и культуру, то интересно, что исследователи находят свидетельства благотворительности в среде старообрядцев (строительство мостов на собственные средства). Старообрядческая община воспитывала любовь к труду и благотворительности, что позволяло поднять свой авторитет за счет не только духовных, но и трудовых подвигов.

Ключевым фактором развития старообрядчества на Русском Севере стоит считать экономическую целесообразность, а не только религиозность и удаленность от центра.

Исследования говорят об особом отношении староверов к гигиене: "чем сильнее и живее староверческое влияние, тем чистоплотнее содержался дом". Существует мнение, что такая чистоплотность связана с воспитанием женщин в поморских скитах. Больше всего поражает, как в бедных домах, где зачастую пол и стены могли быть съедены гнилью не было абсолютно ни пятна грязи.

Трезвость была особой характерной чертой староверов Карелии.

Духовная культура плотно вошла в быт старообрядцев: почти в каждом доме можно было найти картины (не иконы) поморских иконописцев. Сюжет картин чаще всего отображал мрачную современность, но обязательно присутствовала композиция света и радости будущей жизни. Такой взгляд старообрядцев на мир понятен, он выражал отношение к той "высокой цене за свет цивилизации, который несла в народ интеллигенция".