Американская рок-группа «Grand Funk Railroad» является одним из столпов всей рок-музыки. Но, практически моментально получив всемирную известность, эта группа буквально через 5 лет сошла со сцены и перестала котироваться среди музыкальных лейблов. И как музыканты не старались, былую славу они уже вернуть так и не смогли
На видео: "Are You Ready" - самая первая композиция, написанная Grand Funk Railroad для первого альбома. Запись с концерта 1969 года
Американская группа «Grand Funk Railroad» является классической рок-группой и считается одним из тех музыкальных коллективов, которые буквально сделали всю классическую рок-музыку 70-х. Взлет группы был без всякого преувеличения феерическим, как по популярности, так и по финансам. Однако и падение было ужасным. Продержавшись на сцене 5 с небольшим лет, музыканты группы стали миллионерами буквально на второй год профессиональной карьеры, заблистали в Америке ярче чем «The Beatles» и «Led Zeppelin», и в 1975 году пали настолько, что от них даже отказалась родная фирма грамзаписи, которой «Grand Funk» принесли за эти годы колоссальные барыши.
Чтобы подчеркнуть глубину падения «гранд фанков», можно провести некоторое сравнение. Как раз в тот же год распались и другие кумиры рок-фанатизма – английская группа «Deep Purple», которая была менее популярна, чем «Грэнд Фанк», по крайней мере, англичане и не мечтали побивать «Битлов», как это сделали американцы. Тем не менее воссоединения «пурпурных» жаждали не только фанаты, но и многочисленные финансовые дельцы. И когда «Deep Purple» все же воссоединились в 1984 году и выдали материал не лучшего своего качества, они все равно гребли на этом миллионы.
Когда же в начале 80-х воссоединились «Гранд Фанки», их никто не заметил, и денег им никто давать не хотел. Выпустив два альбома, качеством, кстати, не хуже, чем «Deep Purple» в 80-х, группа была забыта навсегда, причем буквально.
Почему? В чем же тут феномен забвения? Ведь «Grand Funk Railroad» писали материал ничем не хуже, чем «Deep Purple», и их пластинки котировались в чартах выше, но в итоге англичане продали в 4 раза больше пластинок, чем американцы (100 миллионов против 25). Над их альбомами работали такие известные музыканты, как Фрэнк Заппа и Тодд Рандгрен, билеты на их концерты продавались быстрее, чем их успевали печатать. Но вот настал 1976 год, и все достижения «Грэнд Фанк» моментально забылись.
На видео: "We're An American Band" - композиция, ознаменовавшая собой коренное изменение саунда группы, и новый, более продуктивный этап творчества Grand Funk Railroad
Сегодня они снова выступают под своим названием, хоть и с измененным составом, но в основном им приходится давать концерты в казино. Тогда как «Deep Purple» по-прежнему собирают стадионы.
Да, «Гранд Фанки» стали миллионерами очень быстро, но в этом заслуга их бывшего продюсера Терри Найта, который первым на музыкальном рынке придумал идею продавать группу как товар, причем очень напористо и не жалея никаких денег. Так, в 1970 году была затрачена ОГРОМНАЯ по тем временам сумма в 100 тысяч долларов, чтобы прорекламировать группу в Нью-Йорке. Плакат с изображением музыкантов и названием группы провисел на Таймс-сквер целых три месяца (вместо 1-го оплаченного - по чистой случайности, связанной с забастовками рабочих), и в результате пластинки группы подскочили в чартах, концерты шли с аншлагами, в кассу группы потекли миллионы.
Конечно, Терри Найт был гением музыкальной коммерции, но «Грэнд Фанк» были не менее гениальными музыкантами. Как только они его уволили в 1971 году, группа продержалась на плаву по инерции еще 3 года, а затем началось ее падение. Каждый новый альбом опускался в чартах все ниже и ниже, денег за концерты поступало все меньше и меньше. В 1975 году фирма Capitol разорвала с музыкантами контракт, и только благодаря помощи Фрэнка Заппы удалось «залечь» на лейбле MCA.
На аудио: "Out To Get You" - композиция с последнего в 70-х альбома Grand Funk Railroad "Good Singin', Good Playin'", 1976 г., записанного с Фрэнком Заппой
Но и это не помогло – последний альбом классического «ГФР» «Good Singin', Good Playin'», вышедший в 1976 году, добрался только до 52 позиции в «Billboard 200», не окупив затрат. Дальше ехать было некуда, в полном смысле этого слова.
Марк Фарнер записал два сольных альбома (1977 и 1978 гг.), но они тоже успеха не имели. Группа была похоронена, казалось, окончательно. И это было удивительно, потому что несмотря на то, что в Америке музыкальный бал стали править панк и диско, многие хард-роковые группы продолжали котироваться и собирать миллионные гонорары. К таким можно отнести «Kiss», «Styx», «Kansas», Игги Попа, да и множество британских рок-динозавров весьма успешно пережили эту неблагоприятную эпоху.
А вот «Грэнд Фанку» не повезло. Причем фатально. В чем же проблема?
Наверное, проблема в том, что в нужный момент с ними снова не оказался Терри Найт. Музыканты судились с ним в первой половине 70-х, чтобы избавиться от его опеки, и в итоге им пришлось ему заплатить больше миллиона отступных. А помогло ли это? Нет, это не помогло, Терри Найт хоть и был диктатором, но он был профессионалом, но не музыкантом, как Заппа или Рандгрен, а промоутером и коммерсантом, причем высшего уровня. К середине 70-х, он, правда, покинул шоу-бизнес, заработав на «Грэнд Фанке» миллионы, но если бы музыканты к нему обратились снова, то он наверняка им помог бы не только остаться на плаву, но и прославиться еще больше.
На видео: Grand Funk Railroad в наши дни (2018 г.)
Но этого не произошло. «Grand Funk», наверное, не почувствовали веяния эпохи и сочиняли совсем не тот материал, которого она требовала. И эпоха этого не простила.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Grand Funk Railroad «Live: The 1971 Tour». На виниле этот альбом появился только 43 года спустя
Дебютный альбом «Scorpions» издавался под 6 разными названиями и с 8 разными конвертами. Это рекорд!
Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы
Пять венгерских рок-групп, которые в 70-х заявили о себе хотя бы одним ударным рок-диском