Найти тему
Классическая ГИТАРА

Опытные гитаристы: знаете ли вы, как звучит каждая нота на грифе?

Если я смотрю на гриф гитары, я не могу сказать, просто глядя на него, как звучит каждая нота. Я знаю, что в стандартной настройке нота на третьем ладу пятой струны будет до. Но у меня нет абсолютного слуха, поэтому я не угадываю волшебным образом, как именно звучит эта до.

Однако. Если я играю мелодию, скажем, в тональности ля-бемоль, я знаю, что до — это III ступень по отношению к тонике. И это означает, что если я играю в тональности ля-бемоль, то все различные места на грифе, где я могу извлечь до (пятый лад на третьей струне, восьмой лад как на шестой, так и на первой струне, XIII лад на второй струне и так далее), дадут мне именно эту ступень.

А это значит, что я знаю, где этот звук находится, если он мне нужен. Говоря «нужен», я не имею в виду, что всякий раз думаю, что через четыре такта я хочу попасть в ноту до, которая находится вон там, поэтому я должен идти к ней. Я имею в виду, что в процессе построения определённой фразы в моём сознании присутствуют пути от одной ноты к другой, или, по крайней мере, некоторые из них (потому что я не какой-то богоподобный гений, который знает все-все-все пути на грифе).

По правде говоря, я мог бы даже не следить за тем, что делает моя левая рука. Возможно, я вообще никуда не смотрю. Или, может быть, я смотрю на свою правую руку. В конечном счете, смотреть на гриф не так уж и важно. Важно лишь слушать то, что я играю, и соответственно корректировать это, чтобы то, что я в конечном итоге играю, имело какой-то музыкальный смысл.

Одна из причин этого заключается в том, что я уже давно научился отделять себя от способа игры, когда я был ограничен игрой в гитарных тональностях (таких как ми минор, соль мажор, ре мажор, ля минор и так далее).

Я практикую джаз достаточно долго, чтобы чувствовать себя комфортно в негитарных тональностях, таких как ля-бемоль, си-бемоль или ми бемоль. Это делает чудеса для вашей способности выучить гриф — это ломает тенденцию самой гитары диктовать, что именно вы можете играть, и, по метким словам великого Джона Маклафлина, это «открывает гриф».

Так что нет, я не знаю, как звучит каждая нота на грифе, пока не сыграю её. Однако я знаю, как будет звучать каждая следующая нота на грифе, в сочетании или последовательно с этой начальной нотой.

По материалам публикации (англ.).

Я играю уже 42 года. Я стал сессионным исполнителем, как записывающимся, так и «живым». Когда мне было 15 лет, я выучил все ноты на грифе, все гаммы и многие аккорды с обращениями. Я уже был опытным игроком, но не был хорошим игроком.

Один из моих друзей заметил, что, хотя я был быстр и точен, я не был особенно музыкальным. Сначала я не соглашался, так как был «торговцем скоростью» и любил неоклассические стили. Но вскоре я обнаружил, что бегущая вверх и вниз «чешуя», хотя и выглядела впечатляюще, была бездушной. В возрасте 16 лет я решил изменить это.

Речь не шла о знании аккордов, гамм или о том, как ловко обращаться с инструментом — у меня это уже было. Чего у меня не было, так это способности предсказывать, куда меня заведёт музыка. Чтобы сыграть хорошее соло, мне нужно было придумать его и выучить — иначе в процессе игры я просто возвращался к гаммам без всякой музыкальной мысли.

Чтобы научиться этому, я решил играть на гитаре «свободным стилем», чтобы музыкальные пассажи постоянно менялись бы от одного «настроения» к другому без всякого предупреждения. Я начал проигрывать саундтреки к фильмам.

Сначала это было ужасно. Каждый фильм, который я смотрел, я смотрел с гитарой в руках. Это были 80-е годы, поэтому в основном я смотрел эфирное телевидение. Там была реклама, которая, хотя и раздражала, но была источником вдохновения. Мелодии быстро менялись без предупреждения. Поскольку я видел, как они повторяются, вскоре я почти точно запомнил, куда они все направляются. Я обнаружил, что могу легко следовать за ними, что заставляло меня задумываться о том, где в них происходят изменения.

Потребовалось несколько месяцев, чтобы «отучиться» от всех гамм и найти свой путь к ощущению музыки. Примерно через год я уже мог предсказать, когда настроение музыки фильма изменится, и изменить свою игру, чтобы следовать за ней как в тональности, так и в фактуре. Это было откровение. К тому времени, когда мне исполнилось 18 лет, я уже был гораздо лучшим гитаристом.

Этот навык очень помог мне, когда я ушёл из группы, чтобы стать сессионным музыкантом. Мне удавалось в последнюю минуту заменить участников групп, которые были больны или просто не явились.

Вам больше не нужно смотреть на гриф или знать, какие гаммы вы используете. Всё это приходит с постоянным прослушиванием и ощущением следующей фразы, которую вы собираетесь воспроизвести. Вам нужно знать отношения между нотами, которые вы играете, что требует знания гамм, но не ограничивается этими нотами. Музыкальные темы не всегда привязываются к тональностям или «подписываются» на определённые гаммы.

Чем больше вы играете со своим сердцем, тем меньше вам нужен ваш ум. Я могу смотреть целый фильм, который никогда раньше не видел, и играть почти идеально вместе с саундтреком, не отрывая глаз от экрана. Как говорят некоторые, это работает автономно, как дыхание или ходьба. Ваши уши дают вам информацию, чтобы изменить положение вашей руки и пальцев на грифе.

Да, и не учите гаммы просто так. Есть много нот, которые вы не будете использовать как входящие в гаммы.

По материалам публикации (англ.).