Сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что неотделимо от жизни человека, о чем много раз велись беседы, начиная с ранних эпох, проводились эксперименты в поисках лучших методов.
Давайте поговорим о целях. Эта тема волнует человечество давно и в нашу эпоху она не стала менее актуальной.
Тут стоит идти по порядку, так как само рассуждение велико, и нам стоит быть последовательными. Я бы хотела начать с теории и постепенно прийти к практическим советам для закрепления материала.
Начнем с того, что целям всегда что-то предшествует, они есть возможности, а само желание как раз приводит нас к формированию цели. Но желание в данный момент является неким мостом, по принципу "то, что есть – то, что хочу, чтобы было". Как порой бывает, что мы интуитивно ощущаем, что наша жизнь идет не так, словно есть представление как именно хочется. Размышление о том "что именно не так?" помогают найти проблему. Желая решить ее, восполнить некую недостаточность и получить результат, мы точим наш резец, которым сможем дробить мрамор жизни, ваяя из него нужные формы, тем самым рождая цель.
Но из чего исходят наши цели? Как мы знаем, процесс нашей жизни устроен таким образом, что мы постоянно собираем информацию, обрабатываем ее, делаем выводы. Ведь эти данные помогают нам понимать, что для нас важно, полезно, имеет значимость, тем самым создаем для себя ценности. Сама система ценностей играет роль ориентиров в многообразии нашего мира, помогая стремиться к благополучию и полноте человеческого существа. Конечно это довольно упрощенная формулировка на процесс создания нашего видения, но так как мы рассуждаем о другом, то этого будет достаточно.
Итак, мы приходим к тому, что цели – это возможность осуществить то, что имеет для нас ценность. Как некого рода ориентир, к которому мы желаем стремиться, проходя последовательные этапы на пути к достижению реализации наших желаний. Как голос звезды, за сиянием которой мы идем вперед.
Цели существуют двух типов.
1. Прямая цель, которая ставится на основе наших желаний, а потом уже продумываются какие действия могут дать нам возможность получить результат.
Соответственно, что мы должны понимать для чего нам нужен этот результат, так как сам смысл, является триггером, который запускает мотивацию. А осмысленный подход дает больше возможности разобраться в том, чего мы хотим, что сама цель значит для нас. Тем самым конкретизируя свой конечный результат, у нас появляется больше возможности избежать трудностей, возникающих на пути.
Для размышлений о своей цели, можно задать себе вопросы:
- Что я хочу получить в конечном результате? (Человеку нужен смысл, для того, чтобы достаточно долго уметь себя удерживать в напряжении. Ведь сами наши стимулы являются так же физиологическими и имеют свой период восстановления и распада. Поэтому теряя мотивацию, порой нужно удерживать смысл, чтобы вновь завлекать себя и удерживать интерес в достижении результат.)
- Что даст мне этот результат? (Само достижение, так же является для чего-то, всегда есть то, что глубже лежит в основании. Как говорилось ранее, цели исходят из ценностей, позволяя восполнять то, что является важным. Этот вопрос помогает глубже увидеть себя, чтобы укрепить позицию "Я хочу достичь цели")
- Почему для меня важно осуществить эту цель? (Осмысление, какое именно значение я вкладываю, помогает так же подкреплять смысл. Так как тут мы можем посмотреть, какие мои части личности развиваются, может развивается сила, или ум, или что-то иное, но также имеющее для нас значение.)
2) Опосредованная цель – тут в начале стоит сам процесс, в котором мы пребываем для его выполнения. И вот в самом этом движении и в его результате, мы можем увидеть новую цель, которую изначально не ставили. Это может быть и при выполнении просьбы, в решении задачи по работе и даже собственное желание, ведущее к получению каких-то благ.
Как говорил наш советский психолог Рубинштейн: "Если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным, таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный."
Такой подход требует более глубокого изучения текущего процесса, ведь многим важен смысл и результат. А осмысленность приводит нас к значимости дела, соответственно наша мотивация возрастает, ведь мы получаем больше удовольствия и конечно же извлекаем больше опыта и выводов. Понимание таких основ, дают возможность любить свой труд и извлекать из него пользу, ставить цели и достигать вершин.
Я бы хотела предложить так же вопросы, которые могут помочь углубляться в процесс:
- Чем я занимаюсь? (Если это ваша профессия, то стоит узнать о ней больше, увидеть новые детали. Порой скуку навевает как раз утрата интереса, а сам эффект новизны может помочь вернуть фокус и заинтересованность.)
- Для чего я это делаю? (Любой процесс должен быть осмысленным, мы приводим себя в движение за счет понимания и выявления смысла. Тем самым получая больше возможности двигаться к удовольствию, которое уже имеет форму чего-то конкретного)
- Какие навыки помогает развить мне это дело? (При решении любой задачи, мы вкладываем туда определенный ресурс, это могут быть наши интеллектуальные, физические, личностные качества. Ведь чаще всего мы даже не задумываемся посредством каких своих вложений достигаем результата, а это как раз ведет к обесцениванию того, что уже у нас есть.)
Порой, когда мы ставим перед собой определенную цель, исходя из осознания ее ценности, важности результата, даже учитывая свои ресурсы и возможные трудности на пути, цель кажется недосягаемой. И руки опускаются и прокрастинация подкрадывается сзади, укрывая нас пеленой самобичевания и апатии. Почему же так происходит?
Для понимания, нужно знать, что цели бывают конечными и промежуточными.
Когда процесс заканчивается, и мы достигаем желаемый результат, то это конечная цель.
Промежуточная же цель, является этапом для достижения конечной цели.
Многим людям свойственно быть амбициозными, желать быстрого получения результата, но порой может быть обратный эффект, который проявляется в моменты осознания сложности и недостижимости результата. В таких ситуациях стоит в конечную цель вписывать промежуточные.
К примеру, если бы мы поставили себе цель развиваться в искусстве, исходя из ценности реализации своих сил и существа именно в данном направлении. То нам стоило бы столь широкую цель начать разбивать на промежуточные цели, которые помогут видеть сам процесс и в длительном периоде времени держаться на плаву. Ну допустим, мы бы с вами сделали так:
Конечная цель - Создавать произведения искусства.
Промежуточные цели –
1)Выбрав определенное направление, начать его изучать.
2)Практические работы осуществлять
3)Выбрав дополнительные сторонние процессы, которые помогут реализовать мою конечную цель (Допустим развитие мышления)
Можно так и дальше развивать, вписывая больше и больше, но мне важно было показать сам процесс, а вы уже дальше самостоятельно сможете в соответствии со своими целями правильно их формировать.
В подкреплении я бы хотела привести мысль Философа Рене Декарта, которая поможет выстраивать процесс:
"Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу."
Ну и для закрепления, я бы хотела дать вам вопросы, которые могут помочь в анализе:
- Каким способом стоит достигать поставленную мною цель? (Исходя из своих ресурсов, и обстоятельств можно сформировать более удобный процесс)
- Можно ли полученный способ поделить еще на определенные цели? (Идем от простого к сложному)
И тогда цели, которые были для нас недосягаемы, по мере нашего анализа и создания дополнительных ступеней обретают возможность реализации. Ведь мы не обязаны пытаться осуществить невозможное для нас в данный момент, а можем распределять свои силы и планы так, чтобы достигать результата и получать от этого удовольствие и мотивацию идти дальше.