Сегодня самым длинным железнодорожным тоннелем в России является 15-километровое сооружение в Муйском районе Республики Бурятия. К строительству объекта приступили еще в середине 1970-х, однако эксплуатировать начали лишь с 2003 года.
Спустя семь лет после открытия однопутного тоннеля, в ОАО «РЖД» заявили о планах вернуться к первоначальному замыслу и проложить через горный хребет Забайкалья второй аналогичный путь, благодаря чему грузопоток увеличится в шесть раз (сегодня — 16 млн тонн в год). С того времени начались обсуждения возможной масштабной стройки.
Мероприятие активно поддержали угольщики, которых явно не устраивает нынешняя ситуация с объемами грузов по БАМ. Причем один из крупнейших игроков на российском рынке угольной отрасли, Группа «Сибантрацит» в лице ее владельца Дмитрия Босова, решила взять на себя реализацию проекта, не привлекая бюджетных средств. Соответствующее предложение было направлено президенту страны Владимиру Путину. Глава государства инициативу поддержал.
Реализация проекта, как было заявлено «Сибантрацит», будет стоить 60 млрд рублей, что в три раза дешевле ранее озвученной суммы. Хотя позже Институт экономики и развития транспорта подсчитал, что с учетом инфляции в конечном счете объект обойдется не меньше чем в 260 млрд рублей.
Единственным условием, выдвинутым Босовым, было предоставление приоритетного доступа к Транссибу и БАМу для его компании. При этом подчеркивалось, что вторая очередь Северомуйского тоннеля будет завершена уже к 2025 году.
В августе 2018 года глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров обсудил актуальность проекта с главой государства, и уже к ноябрю было представлено технико-экономическое обоснование. А через девять месяцев в районе Северо-Муйского хребта в сотрудничестве с южнокорейскими специалистами началось строительство завода по производству тюбингов для будущего тоннеля; параллельно стали возводить административные здания и поселок для рабочих.
Основную технику заказали у зарубежных коллег: у немецкой компании Schöma — три дизельных локомотива для доставки строительного материала к объекту; а два тоннелепроходческих комплекса — у американской Robbins.
Непосредственно проходческие работы по плану должны начаться в октябре 2020-го. Однако в этом году мы вряд ли увидим ТПК в действии.
В апреле текущего года Группа «Сибантрацит» сообщила, что работы на объекте приостановлены. Официально — из-за пандемии коронавируса. Однако многие эксперты сомневаются в истинности озвученной причины.
Основная — скорее финансы, с которыми в компании сейчас явные проблемы. Как писал журнал Forbes, «Сибантрацит» оброс многомиллиардными долгами. А стоимость строительства тоннеля на БАМ по смете уже в мае 2020-го выросла в два раза и уложиться в озвученные ранее 60 млрд явно не получится.
Да и само будущее угольного холдинга сейчас под вопросом. В мае 2020-го погиб Дмитрий Босов, официальная версия — самоубийство. Совет директоров в компании «Сибантрацит» возглавила вдова Босова Катерина. Она же унаследовала доли мужа в других его компаниях, в частности 50% в УК «ВостокУголь», которая управляет строительными работами на Втором Северомуйском тоннеле.
Другие 50% были записаны на саму компанию, но в сентябре стало известно, что половину доли отсудил Александр Исаев, являвшийся в недалеком прошлом ее владельцем. Еще в июле 2019-го в интервью газете «Коммерсантъ» он говорил, что «Северомуйский тоннель — 2» с применением современных технологий будет построен за пять лет, несмотря на сомнения со стороны ряда экспертов. При этом он уверял, что стоимость работ не превысит 60 млрд рублей.
Теперь все те же эксперты полагают, что работы в Бурятии не возобновятся как минимум до конца года, да и вообще будущее данного проекта находится под большим вопросом.
В октябре 2020 года старта проходческих работ ожидать точно не стоит. Вместо этого — Арбитражный суд Москвы начнет рассматривать иск на 75,8 млн рублей от одной компании Босова к другой — от «Сибантрацит» к УК «ВостокУголь».
Читайте: Трансграничный железнодорожный мост: российско-китайский долгострой. Вернее, российский