Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Парни что надо": Правда или вымысел? Реальность против Голливуда

Оглавление

При любом удобном случае я не забываю вставить в свои тексты указание на то, что космос - это моя вторая большая любовь после кино. А если две эти любви на экране сливаются вместе, то я по умолчанию нахожусь в экстазе, и касается это не только фантастики о покорении далеких планет или противостоянии с пришельцами, но и исторических и документальных лент. Поэтому я, конечно, не мог пропустить выход на экраны совместного телепроекта Disney и National Geographic под названием "Парни что надо". Я и оригинальный фильм очень люблю, и здесь с интересом понаблюдал за сюжетом. Теперь, когда в эфир вышла последняя серия первого сезона шоу, мы можем обсудить, что в сериале показано достоверно, где авторы допустили немного лишней драматичности, а что переврали подчистую.

Итак, он сказал "Поехали!" (ой, это из другого космического корабля)...

Постер сериала "Парни что надо"
Постер сериала "Парни что надо"

Является ли сериал ремейком фильма "Парни что надо" 1983 года?

Нет, это неправильный подход. Сериал "Парни что надо" является еще одной независимой адаптацией одноименной книги исследователя и журналиста Тома Вулфа, вышедшей в 1979 году. Изначально в конце 1950-х Вулф планировал написать книгу о летчиках-испытателях, занятых на тестировании новейших сверхскоростных реактивных самолетов, но его интерес к теме совпал с появлением космической программы, и писатель перенес фокус на группу первых астронавтов США. Вулф провел сотни бесед с инженерами, конструкторами, испытателями, пилотами и их женами, которые легли затем в основу не только книги, но и фильма 1983 года. Кстати, первым полетом Алана Шепарда книга не заканчивается, сериал планируется продлить, как минимум, до миссии "Аполлон-11" первой высадившейся на Луну в 1969 году.

Обложка книги "Парни что надо"
Обложка книги "Парни что надо"

В чем состоит главное отличие сериала от фильма?

Самое заметное - отсутствие в сериале упоминания о Чарльзе Йегере, знаменитом асе Второй мировой, летчике-испытателе и одном из самых известных пилотов США. Именно Йегер стал первым в мире человеком, преодолевшим звуковой барьер в горизонтальном полете, но в программу "Меркурий 7" он по ряду причин не попал. Поскольку действие сериала стартует несколько позже, чем в полнометражном фильме, достижения и подвиги Чарльза Йегера остались за скобками проекта.

Кадр из фильма "Парни что надо" 1983 года
Кадр из фильма "Парни что надо" 1983 года

Насколько правдива показанная в сериале конкуренция между Джоном Гленном и Аланом Шепардом?

Соперничество между Шепардом и Гленном действительно было настолько мощным, что вокруг него можно выстраивать сюжет сериала - причем боролись они не только в воздухе и на земле, эти пилоты были полными противоположностями даже в обыденной жизни. Джон Гленн был моралистом и стремился вести образцовую жизнь, Алан Шепард же был беззаботным и самоуверенным пилотом, который жил одним днем и легко пускался в авантюры. Все семеро членов группы "Меркурий 7" мечтали стать первым астронавтом, но фактически главных претендента было только два, и когда Шепард получил назначение на первый полет, Гленн был раздавлен.

Алан Шепард и Джон Гленн
Алан Шепард и Джон Гленн

Действительно ли Алан Шепард опоздал на первую встречу по отбору пилотов для программы "Меркурий"?

Да. В первом эпизоде сериала интрига строится в том числе и на том, что Алан Шепард едва не опаздывает на историческую для него встречу. Действительно, пилот не получил письмо с приглашением вовремя и даже посчитал, что по какой-то причине его признали не соответствующим требованиям к тем 110 кандидатам, которых вызвали на тестирование. Однако оказалось, что письмо всего лишь было отправлено не в ту часть, и Шепард получил его последним, всего за несколько часов до встречи в Лэнгли.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Насколько суровым был отбор в группу первых астронавтов?

сериал достаточно точно рассказывает о требованиях, предъявляемых к кандидатам на участие в программе "Меркурий". НАСА искало мужчин до 40 лет, ростом ниже 180 см, выпускников летных школ с налетом на реактивных самолетах свыше 1500 часов. Также от претендентов требовалась степень бакалавра в инженерной дисциплине.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Действительно ли семья Гордона Купера только притворялась счастливой?

Увы, да. Не отличавшийся особой верностью Гордон Купер не просто изменил жене, на момент начала отбора в астронавты у него развивался длительный бурный роман с замужней женщиной, а с собственной женой Труди он уже четыре месяца находился в неформальном разводе. Во время отборочного интервью Купер солгал, что состоит в крепком браке, и вынужден был обратиться к Труди с мольбой о помощи. Жена пошла навстречу, так как хотела, чтобы их дочери стали свидетельницами того, как папа отправляется в космос. Но счастливой эта семья так и не стала - как только Гордон Купер в 1970 году уволился из НАСА и ВВС США, он сразу развелся с Труди, а уже в 1972-м женился повторно.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Неужели Труди Купер и сама была пилотом?

Да, Труди Купер действительно имела лицензию пилота, причем коллеги-летчики считали ее опытным и надежным специалистом. По словам ее знакомых, Труди вполне могла и сама претендовать на место в группе "Меркурий 7", но предпочла полеты семье. Подробнее о ее жизни в период подготовки первых покорителей космоса можно узнать из сериала "Клуб жен астронавтов" 2015 года.

Труди Купер за штурвалом самолета
Труди Купер за штурвалом самолета

Действительно ли и Луиза Шепард столкнулась с неверностью мужа?

Это никто никогда не подтверждал официально, но подруги Луизы Шепард говорили, что Алан несколько раз попадался за изменой своей супруге. Знакомые с ситуации в этой семье даже прозвали женщину "Святой Луизой" - ради мужа она была готова терпеть многое. Со временем Алан Шепард остепенился и остаток жизни пара прожила душа в душу, пока супруги не скончались с разницей в несколько недель.

Луиза и Алан Шепард
Луиза и Алан Шепард

Правда ли, что будущие астронавты чувствовали себя рок-звездами?

Если опираться на книгу Тома Вулфа, то, действительно, в определенный момент семерка кандидатов на полеты в космос получили крупное денежное вознаграждение и повышенное внимание со стороны прессы и публики. Только привыкший к скромности и затворничеству Джон Гленн избежал приступа "звездной болезни" и продолжил жить в том же режиме, что и прежде. Гленн упорно трудился, поддерживая положительный имидж программы, он занимался спортом и подтягивал инженерные знания. Лишь однажды Джон вышел за пределы своеобразной самоизоляции - он стал участником телевизионного шоу "Name That Tune", аналога нашей программы "Угадай мелодию". И да, Гленн был очень зол на коллег за их отвязное поведение.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Каким было реальное вознаграждение журнала Life за эксклюзивные материалами с будущими астронавтами?

Контракт семерки "Меркурия" с журналом Life подразумевал эксклюзивные репортажи о жизни и работе кандидатов на полет в космос. За это каждый астронавт получал 25 тысяч долларов в год, а общая сумма контракта журнала с НАСА составила 500 тысяч долларов, что с учетом инфляции составляет на сегодня около 4.5 миллионов долларов. Дабы американские астронавты в гонках с СССР выглядели ярче и презентабельнее, Life выпустил несколько номеров с изображением пилотов на обложках.

Обложки журнала Life с астронавтами и их женами
Обложки журнала Life с астронавтами и их женами

Правда ли, что Алану Шепарду был предложен прокат престижного автомобиля всего за 1 доллар?

Это не совсем точно. В сериале Шепард во время тренировок во Флориде убедил местный салон дать своим коллегам в аренду автомобили по цене 1 доллар в год. В реальности эта история имела немного иной вид - свой красный Корветт Алан Шапард получил в подарок после своего первого полета в космос, а вот остальные шестеро астронавтов действительно заключили контракт с одним из прокатных салонов об аренде автомобилей по цене 1 доллар в год. Правда, случилось это уже в 1961 году, а не в 1959-м, как в сериале.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Действительно ли перед запуском в космос Алана Шепарда взорвались несколько испытательных ракет?

Да, в общей сложности, перед запуском ракеты "Фридом-7" с Шепардом в капсуле (второй в истории и первый для США полет в космос) на испытательных стендах взорвалась 21 ракета. Неудивительно, что 5 мая 1961 года, в день старта, все в Центре управления полетами были крайне напряжены. К счастью, связка "Меркурий-Рэдстоун" успешно оторвалась от стартового стола и устремилась ввысь.

Постер сериала "Парни что надо"
Постер сериала "Парни что надо"

Правдива ли история о том, что Шепарду пришлось справить малую нужду прямо в скафандр?

Да. Сопровождаемый десятками и сотнями тестов первый полет корабля "Фридом-7" несколько сдвинулся во времени из-за дополнительных проверок и изменений в погоде у мыса Канаверал. Когда старт в очередной раз перенесли на 4 часа, Шепард запросил выход из капсулы, чтобы справить нужду, но в ЦУПе ему приказали не покидать свое место, поэтому мочиться астронавту действительно пришлось прямо в скафандр. Из-за того, что кресло было расположено так, что Алан скорее лежал, чем сидел, моча стекла по его телу в область спины. Из-за этого сработали датчики температуры скафандра и заработало принудительное охлаждение. Также жидкость повредила один из датчиков грудной клетки пилота, фиксирующий кардиограмму.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Что на самом деле случилось с капсулой Гаса Гриссома после приводнения?

На этот вопрос однозначного официального ответа нет до сих пор. Неофициально считается, что астронавт Вирджил "Гас" Гриссом, совершивший второй суборбитальный полет после Шепарда, приводнившись в Атлантическом океане запаниковал, опасаясь затопления капсулы, и запустил аварийное открытие люка. Пока вертолет делал попытки зацепить плавающую на поверхности капсулу, Гриссом должен был ожидать сигнала на открытие двери, но пилот, видимо, нажал кнопку аварийного открытия - сработали пиропатроны, люк выбило, астронавт выбрался, но капсула затонула. Гриссом и сам едва не пошел ко дну - его скафандр через кислородный клапан наглотался воды. К счастью, спасатели сработали оперативно, и пилот был поднят на борт самолета, доставившего его затем на борт авианосца "Рэндольф". По словам очевидцев, астронавт был в панике и все время повторял: "Я ничего не трогал. Эта штука взорвалась". Комиссия по расследованию инцидента не смогла найти причины для самостоятельного срабатывания механизма аварийного открытия люка. Гриссом в нажатии кнопки так никогда и не признался.

Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Правда ли, что жена Джона Гленна Энни заикалась?

Да, причем ее заикание было весьма существенным и мешало женщине разговаривать по телефону и общаться с подругами. Подвигаемая успехами мужа, Энни Гленн обратилась в клинику, где прошла усиленную лингвистическую коррекцию, позволившую ей существенно улучшить способности к общению. На протяжении всей жизни Энни была защитником прав людей с коммуникативными расстройствами, ее общественная деятельность была отмечена журналистами и правительством. В 80 лет Энни Гленн осуществила свою самую главную мечту - она стала преподавателем Университета штата Огайо на уроках для студентов с проблемами речи и слуха.

Джон и Энни Гленн
Джон и Энни Гленн

Правда ли, что Энни Гленн отказалась от визита президента в ее дом?

Да. Из-за того, что Джон Гленн должен был отправиться на орбиту на новой связке "Меркурий-Атлас", пуск его миссии, получившей название "Френдшип-7", неоднократно откладывался и в итоге сдвинулся с ноября 1961 года до февраля 1962-го. Чтобы поддержать супругу Гленна (и попиариться на настоящих американских героях), президент Линдон Джонсон заявил о своем намерении посетить дом астронавта и выйти в эфир национального телевидения вместе с Энни Гленн. Однако женщине эта идея не понравилась, и она просто не открыла дверь правительственной делегации. Руководство НАСА немедленно среагировало и дозвонилось до Джона Гленна и потребовала от него, чтобы он заставил жену пустить президента, но пилот был неприступен и встал на сторону супруги. Причиной такого сопротивления было все то же заикание - прежде Энни никогда не давала радио или телеинтервью, и публика не знала о ее проблемах с речью. Поэтому женщине не хотелось, чтобы ее досадный дефект был продемонстрирован на ТВ.

Семья Джона Гленна на встрече с президентом Джонсоном
Семья Джона Гленна на встрече с президентом Джонсоном

Всем ли членам команды "Меркурий" в итоге удалось полететь в космос?

Да, однако космические судьб ы у всех были очень разные. Гас Гриссом совершил два полета, прежде чем погиб при аварии "Аполлона-1", у Дика Слейтона обнаружился порок сердца, но он стал членом экипажа легендарного полета "Союз-Аполлон", Джон Гленн первым из американцев совершил орбитальный полет и стал самым старым человеком в космосе (последний полет он провел в 77 лет), Алан Шепард побывал на Луне, Уолтер Ширра поучаствовал в миссиях "Меркурий", "Джемини" и "Аполлон", Мальколм Карпентер после своего полета принял участие в подготовке лунных миссий, а Гордон Купер первым в истории провел в космосе больше недели. Увы, к настоящему моменту вся семерка уже скончалась, последним из жизни ушел Джон Гленн в 2016 году.

Команда "Меркурий"
Команда "Меркурий"

Сколько астронавтов погибло во время работы программ "Меркурий" и "Аполлон"?

Очевидная опасность полетов и подготовки к ним подтверждается печальной статистикой - работа над программами "Меркурий" и "Аполлон" унесла жизни 9 астронавтов.

  • Теодор Фримен погиб на реактивном тренажере, когда в его двигатель попала птица. Из-за небольшой высоты парашют катапульты не успел раскрыться
  • Эллиот Си и Чарльз Бассетт погибли при попытке посадить тренировочный самолет в плохую погоду. В условиях почти нулевой видимости они при посадке врезались в здание
  • Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи - экипаж "Аполлона-1" - погибли в пожаре, вызванном замыканием, в капсуле космического корабля во время тестов
  • Клифтон Уильямс стал жертвой неполадок в механизмах своего испытательного самолета. Он катапультировался на парашют не успел раскрыться до соприкосновения кресла с землей
  • Майкл Адамс погиб, испытывая суборбитальный самолет Х-15, который пилот поднял на высоту 80 километров. Ошибки в пилотировании и неверная трактовка показаний приборов увели самолет в штопор
  • Роберт Лоуренс - первый афроамериканец, принятый в программу подготовки астронавтов - не успел совершить свой космический полет. Он погиб во время испытаний истребителя F-104.
Кадр из сериала "Парни что надо"
Кадр из сериала "Парни что надо"

Не знаю, как вас, а меня сериал вполне удовлетворил - мне даже были интересны многие моменты, хотя и провисаний в сюжете было немало. А главное - показано все достаточно точно, поэтому я с удовольствием буду ожидать возможного продолжения, где расскажут о лунных миссиях. Вот там-то наверняка будет о чем поспорить. А пока ставлю "Парням" высокие баллы и приглашаю вас познакомиться с другими моими подобными материалами, коих набралось уже больше четырех десятков (здесь смотрите первую часть каталога, а вот тут расположилась вторая). Ну, и вообще - заглядывайте на канал Киноведа в штатском. Здесь мы пишем и читаем о том, что смотрим и слушаем.

И, конечно, не болейте, и Увидимся в кино!