Прочитала, что страх выступать публично стоит чуть ли не на втором месте после страха смерти или высоты. И даже те, кто регулярно выступает публично, первые несколько минут могут испытывать волнение. Публичное выступление — это определенное испытание для нашей психики.
Мы, взрослые люди, умеем приводить себя в рабочее состояние и справляться со своими эмоциями. Для ребенка это может быть сложно. Иногда боязнь отвечать у доски становится фобией и ребенок предпочитает получить двойку, чем продемонстрировать свои знания перед всем классом.
Как ему помочь преодолеть этот страх?
Скажу сразу, что страх отвечать у доски не искоренишь быстро, это может быть длительным процессом, но при тренировке определенных навыков он может сначала стать меньше, а потом и вовсе пропасть.
С чего начинать? Когда ребенок рассказывает вам о том, что ему было страшно, попросите описать, что он чувствовал в теле, как страх ощущался на телесном уровне? Обычно дети рассказывают, что им хотелось стать невидимкой для учителя, поэтому они втягивали голову в плечи, начинали сутулиться, опускали глаза. Пальцы крепко сжимались, возникало желание сцепить руки между собой, дыхание становилось поверхностным, прерывистым.
Самым первым шагом будет работа с телом. Начинать надо с этого. Научите ребенка:
1) осознавать, что происходит в теле
2) сознательно влиять на это.
Например, сфокусируйте внимание ребенка на том, а как только он услышал свою фамилию, что происходит в первую очередь? Опустилась голова? Сжались кулаки? Сбилось дыхание? Ссутулился?
Облегчить свое психологическое состояние поможет воздействие на тело. Выработайте два ритуала, которые станут якорем для ощущения уверенности в себе. Это может быть распрямление плеч, или глубокий вдох несколько раз подряд, или поднятие головы, или резкое разжатие пальцев на руках. Потребуется тренировка, чтобы этот ритуал стал автоматическим.
Как только ребенок научится отлавливать свое состояние на уровне тела, он научится изменять его сознательно. Это хорошая техника, которая работает.
Если кратко, алгоритм может быть таким:
1) услышал свою фамилию от учителя
2) прислушался к себе, что происходит в теле
3) встал, расправил плечи
4) глубоко вдохнул, медленно выдохнул
5) пока идешь к доске, разожми руки.
Это только кажется длинно, на самом деле занимает несколько секунд, а когда станет навыком, будет занимать еще меньше.
Научите ребенка слышать свое тело, у детей через тело хорошо получается влиять на эмоциональное состояние. Здесь главное регулярность, не обязательно ждать вызова к доске, волнение может возникнуть и в другой ситуации: когда приходишь на день рождения в незнакомую компанию, когда надо что-то спросить у прохожих на улице, когда денег на автобус нет, а ехать надо.
Если ребенок научится успокаивать себя и чувствовать себя более уверенно, то он из любой ситуации найдет выход, не паникуя, не расстраиваясь. Это довольно ценный навык.
А вы так умеете?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»