Частенько, когда заходит разговор о уже порядком опопсевших катанах, в качестве их несомненного достоинства указывают на неизменность технологии их изготовления. Мол, вот, японцы придумали ИДЕАЛЬНЫЙ меч, прямо таки вундервафлю своей эпохи, и клепали их почти тыщу лет. Ну ладно, предположим мы с этим согласны. Тогда встаёт вопрос: а что ж в это время делали чёртовы гайдзины? И вот тут все становится интереснее.
Обычно для сравнения с катанами берут европейские мечи эпохи Средневековья. Их мы и будем рассматривать.
Классифицировать европейские мечи, а уж тем более проследить какие-либо тенденции в их развитии, весьма затруднительно. Ведь в то время конвейеров ещё не было, и оружие изготавливалось штучно. А это означает, что каждый меч являет собой уникальное изделие, непохожее на остальные. Однако, некоторые все ж таки пытались хоть как-то это безобразие систематизировать. Лучше всего получилось у некоего Эварта Оукшотта. Этот мужик проделал титаническую работу, и выделил аж 13 только главных типов средневековых мечей, не говоря уж про всякие подтипы. И вот уже по его типологии можно проследить четкую закономерность, как меч из оружия рубящего постепенно становится оружием колющим. То есть клинок начинает все больше сужаться к острию, само оно начинает затачиваться. Да и вообще меч перестает быть плоским, пропадает дола - выемка в плоскости клинка, идущая вдоль него. Вместо всего этого железка приобретает ребра жёсткости, и в поперечном сечении становится похожей на ромб или даже шестиугольник.
Но почему же европейские мечи так преображаются ближе к концу средних веков? А потому, что все эти танцы с бубном насчёт формы клинка есть ни что иное, как ответ на развитие главного противника меча на поле брани - доспеха. Кольчужные рубахи, имевшие широкое распространение в начале Средневековья, постепенно уступают свое место сплошным пластинчатым латам. И если против кольчуг рубящий удар ещё работал, то с латами все усложняется. Конечно, лупить мечом по стальной пластине занятие увлекательное, но все же малополезное. Можно попробовать проткнуть доспех, но это требует определенного усилия и правильной постановки удара. И что-то мне подсказывает, что во время схватки времени на все это не так уж и много. Поэтому легче уколоть вражину в незащищеную доспехом часть тела, то есть в места стыков бронепластин. Придя к такому же выводу, оружейники начали делать упор на более толстые граненые клинки с ярко выраженным остриём, которыми колоть намного легче. Форма служит функции.
Стоит также добавить, что развитие доспеха повлияло не только на форму самого клинка меча, но и на его размеры. Воины раннего средневековья вынуждены были довольствоваться относительно короткими одноручниками. На доспех особо надежи не было, приходилось таскать за собой щит. Но как только править бал стали сплошные латы, щит несколько потерял в актуальности. Вторая рука осталась свободной, поэтому начали клепать мечи побольше да потяжелее, чтобы ими можно было махаться, стоя как можно дальше от оппонента. Так и появились всякие-разные мечи-бастарды, цвайхандеры, фламберги и прочие чудеса от мира холодного оружия.
Ну и последнее: из-за всего вышеперечисленного хорошо вооруженного воина стало намного труднее убить. Уже нельзя было просто бездумно крутить своей железкой налево и направо, нужно было найти уязвимые места противника и поразить его туда. Вкупе это все дало толчок к развитию такой крутой вещи, как фехтование. Но потом на поле боя пришел огнестрел, и все фехтовальные забавы остались уделом людей гражданских, ну ещё дворяне дуэли устраивали.
А в Японии так же будут клепать катаны. Такие дела.
Автор - Семён Чайка
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2