Отечественный менеджмент открыто и давно признан одним из самых низко эффективных в мире.
Я не самый умный парень на свете, но я умею подбирать умных сотрудников.
Франклин Делано Рузвельт
Этот факт признан даже на уровне государства. Крупнейшими госкорпорациями управляют иностранные менеджеры. Речь не о главах корпораций, которые по факту являются просто «смотрящими», поставленными первым лицом. Речь о реальных менеджерах, которые по локоть в операционке – куда не глянь, экспаты. И не только в госсекторе, но и в крупнейших частных корпорациях.
Почему же наши доморощенные руководители настолько не эффективны?
Пренебрежение.
Такое неприятно звучащее слово. Именно пренебрежение ко всему, что было «до того» становится характерной чертой руководителя, как только он получает «кресло». И проявляется это на любом уровне, даже самом мелком.
При чём тут забор?
Прямо под окнами моего «рабочего кабинета» на период самоизоляции, разворачивается поистине эпичная история, которая характеризует российский подход к управлению.
Стройка – это квинтэссенция нашего менеджмента. Долгострои, воровство, обманутые дольщики вокруг этого явления возникла масса понятий и ассоциаций с явно негативным контекстом.
Вокруг каждой стройплощадки положено возводить забор. «Safety first» – всё правильно. Высота – метра два, «Егоза», фонари… И казалось бы, на этой стройке, всё в порядке, забор стоит, посторонние без касок и инструктажа не проникнут на огороженную территорию. И что ещё важнее, просто так не вынесешь ничего с территории. Задача, казалось бы, выполнена, чего ещё желать? Но тут, стройку посетил руководитель…
1. Пренебрежение тщательной постановкой целей и задач.
«Мой уровень управления – М4, я не должен расписывать подробнее…» - как-то услышал я недовольную фразу одного средненького руководителя в ответ на просьбу исполнителя уточнить поставленную задачу.
Не знаю, на каких тренингах и от каких коучей он подхватил эту заразу, но в его ответе сквозит тотальное пренебрежение качественным целеполаганием и делегированием. Которое может себе позволить руководитель госкорпорации с раздутым штатом и сотней отборных консультантов. Но никак не менеджеришка региональной ОООшки на упрошёнке, рулящий командой студентов, работающих за вознаграждение, которого хватит, разве что, на то, чтобы купить галстук того менеджера, который является ЦА того тренинга, на котром он услышал ту фразу-заклинание: "Мой уровень управления – М4..."
Руководитель не хочет и не считает нужным погружаться в задачу. Задачи у нас ставятся как лозунги, как манифесты. Цели же звучат как наставления из мемов – «Чтобы у нас всё улучшилось, нужно постоянно заниматься улучшениями, и делать это лучше всех!». Такого рода фразочки звучат уже не только в миссиях и корпоративных мантрах, таким образом ставят задачи даже самые мелкие «менеджерята».
Как не вспомнить советские лозунги пятилеток. Но вот они-то, как раз были весьма эффективны. Советские люди сворачивали горы, поворачивали реки вспять и возводили города. Отличие в том, что это и были лозунги – элементы PR-кампании. Грамотной и продуманной по всем PR-технологиям, передовым на те годы. Продуманной и реализуемой с учётом политической и социальной среды.
А что происходит сейчас?
Лозунги собственника-«визионера», в прямом виде, без расшифровок и изменений транслируются вниз по цепочке менеджмента. Главный критерий эффективности – быстро! К чёрту обдумывание и уточнение, на фиг декомпозицию и оцифровку показателей, в гробу видали SMART. Нет времени на это всё. Да и не наш это уровень. Сказали улучшить – улучшайте!
Так вот, забор… он возведён.
Но тут, стройку посетил руководитель… И его светлым визионерским очам предстала разочаровывающая картина. Забор-то разноцветный!
Точнее, одна часть периметра отгорожена забором из серо-синих панелей синей стороной наружу, а другая часть – серой стороной наружу. То есть, это тот же забор, той же высоты, того же качества, но наоборот. И перекинуть пакет с цементом расхитителю будет одинаково сложно, как через синий забор, так и через серый. Но руководитель разочарован.
В течение недели, отряд из пяти работяг занимался совершенно непонятной для стороннего наблюдателя, но очень важной задачей – они просто переворачивали панели, из которых собран забор. Для понимания масштабов – по моим грубым подсчётам, бригада выкрутила и закрутила обратно около восемнадцати тысяч шурупов.
Продолжение следует.