Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Чему можно научиться при копировании портрета Екатерины Ольденбургской

Оглавление

Рабочее настроение художника подобно погоде.

Вот светит солнце творчества, и художник спешит сделать как можно больше — рисует наброски, составляет композиции, берёт большие форматы. Он даже не успевает мыть палитры и хоть как-то оценивать свою работу, он в потоке.

А вот набежали тучи сомнений, апатии и тоски. Возможно заставляет осуетиться быт, а может и настоящий дождь на улице не даёт хорошего освещения, и вдохновение покидает мастерскую.

Одно из средств поддержания себя в творческом тонусе — это копирование. Сейчас, когда погода окончательно засентябрила, я решила принять витаминов в виде изучения работы Владимира Ивановича Гау.

В. И. Гау – русский художник-портретист XIX века, который создал галерею портретов высшего общества Российской империи. Один из его детских портретов показался мне особенно интересным.

В. И. Гау, портрет Екатерины Ольденбургской, бумага, акварель,1853 г.
В. И. Гау, портрет Екатерины Ольденбургской, бумага, акварель,1853 г.

Чему можно научиться при копировании портрета Екатерины Ольденбургской? Давайте я поделюсь с вами предварительным анализом работы Владимира Гау.

Большая форма, граница теней

Наши глаза привыкли видеть лицо человека плоско. Если яркого источника света сбоку нет, то человек неопытный рисует тело одним тоном. Некоторые даже спрашивают: а как намешать телесный цвет? Не стану томить читателя. Никак. Цвет каждый раз зависит от освещения. Однако некоторые принципы у художников имеются. И мы видим, как справа лицо обрамляется выраженной тенью, которая лепит большую округлую форму. На неё надо смотреть в первую очередь.

Тень на подбородке

Важно понимать, как тень располагается на нижней челюсти, как бы обнимая подбородок. Она начинается прямо под скулой и оставляет место для рефлекса снизу. Так голова отделяется от шеи.

Глубина глазных впадин

Очень важно «посадить» глаза на нужную глубину. Поэтому веки не могут быть той же светлоты, что и лоб. Тут много красного пигмента в глубоких складках, а ближе к свету есть синеватые оттенки. Было бы хорошо посмотреть на эту работу вживую, потому что в оригинале всегда видно больше нюансов. Но у нас только файл из Википедии.

Тени на белках глаз

Одно из самых распространённых заблуждений в рисовании портрета — изображение белков глаз слишком светлыми. Благо, на нашем портрете этот момент проработан отлично — видны тени и под веками, и в уголках глаз.

Цвет шеи в сравнении с лицом

Шея всегда хотя бы на тон темнее света на лице. Кроме того, цвет шеи более сдержанный. В нашем случае он более жёлтый, точнее сказать, с бо́льшей долей сиены натуральной.

Разбор волос

Всегда есть соблазн рисовать волосы линиями по форме, однако так легко запутаться или впасть в натурализм и срисовывание. В нашем случае волосы решены тремя большими тонами: тут есть свет, тень и полутон. Возможно в оригинале имеется и детализация, которую мы не видим на репродукции. Но для нас это к лучшему.

Фон

Прохладный светлый тон фона немного темнеет к плечам девочки, а в целом на серьёзную роль он тут не претендует, никакую драматургию не создаёт.

Теперь, проанализировав портрет, можно переходить к делу!

А если вам интересно узнать, как я буду делать копию с этой работы и какие краски решу смешивать, подписывайтесь на канал!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Телеграм моей мастерской

Поэтапность работы акварелью Атанаса Мацурева