Найти тему
журнал Рыбалка GROUP

Винты для лодочного мотора

Оглавление

Как бы всем водномоторникам хотелось поставить жирную точку, в теме подбора винта «закрывшись» фразой – у меня стоит штатный винт. А что в нем «штатного»? Ситуация на рынке изменилась, винты с клеймом Made in Japan и истинно японского производства в стоке встретить сейчас крайне сложно, и «штатность» винта, которым был укомплектован мотор при продаже, совершенно не означает его изначальной идеальности. Эта одна сторона, но есть другая. Тандем лодка плюс мотор в зависимости от поставленных задач всегда требует индивидуального подбора винта.

Постановка задачи

Задачу наилучшего применения лодки каждый ставит перед собой сугубо индивидуально, и для среднестатистического водномоторника «штатный» винт, полученный при продаже, может на длительный период задержать в «дреме» восприятие истинной картины.

Судите сами. Пример, на рыбалке чаще всего мы сталкиваемся с тремя типовыми случаями загрузки.

Первый: перемещение на лодке большого количества груза (во время путешествия в отпуске). Второй: марш-бросок по воде на пару десятков километров с загрузкой два пассажира плюс запас топлива и немного вещей. Такая загрузка наблюдается в 80% жизненных ситуаций, и здесь можно применить термин – частотная загрузка, по аналогии со словарем. Мы в обиходе используем порядка 1500-2000 часто употребляемых слов, из них составляют частотный словарь. А в нашей ситуации это частотная загрузка.

Третья: дорожка, троллинг – это режим, при котором надо поддерживать небольшую скорость хода, и для всех «небольшая» имеет разное значение. Для одних это 2,5км/ч, а для других приемлемы и 4 км/ч.

Для оптимального выполнения каждой из этих трех задач требуется подбирать свой винт. Но большинство рыболовов пользуются только штатным винтом, чем зря нагружают мотор и не экономят топливо,. В машине есть коробка передач, и ни кому не придет в голову двигаться по КАД на первой передаче, или ехать по бездорожью на пятой. А вот неправильно использовать технику, перемещаясь по воде на лодке – случаев великое множество. Сказывается отсутствие информации и алгоритмов для правильного решения поставленной задачи. Аргумент, что от приобретения запасного (и возможно оптимального) винта останавливает его стоимость - несерьезен. На воде при поломке, в отличие от суши, нет возможности захлопнуть с размаху дверь с возгласом «надоело» и вызвать такси. С водой нужно быть «на вы», а с возникшими на воде трудностями разбираться прежде всего своими силами. Очень возможно, что цена эвакуации троекратно превысит стоимость запасного винта.

-3

А что предлагает рынок?

Как правило, первый, на кого ложится ответственное мероприятия подбора винта – это продавец в магазине. Хорошо если он разбирается, и у него будет желание вникнуть в вашу ситуацию, а если нет?! Поэтому, лучше сразуобращаться с данным вопросом в специализированный магазин, имеющий имя и положительную репутацию.

Во-вторых, стоит осознать, что надпись на винте, говорящая о его шаге и диаметре, может не соответствовать действительности. Чтобы точно узнать шаг винта и идти к кассе и его оплачивать, его следует положить на специальную оснастку – шаговую горку. Как вы понимаете, такой подход – утопия. Шаговых горок в магазине нет, и приходится полагаться на данные, полученные от производителя винтов. Вот предложите продавцу лично, со своими паспортными данными, взять на себя гарантию об истинности надписи на винте с письменным оформлением. Уверяю вас, на данном этапе, пыл и запал исчезнут у него бесследно. Поэтому можно верить только тем производителям, которые имеют не только достаточно высокую культуру производства, но и изготавливают винты в соответствии со стандартами, и уже состоялись на рынке как надежные и проверенные производители.

-4

Стальной или алюминиевый?

Стальной винт, как правило, ставят на скоростные суда, где у него есть очевидное преимущество для достижения высокой скорости. Он меньше боится кавитации и соленой воды и имеет минимальную толщину лопасти. Такие лопасти дают меньшие потери на трение, а значит обеспечивают больший КПД. Следует также помнить, что при ударе такого винта о препятствие или камень больше нагружаются редуктор и вал мотора. Возможно, вероятность ремонта двигателя и стоимость такого винта остановят горячие натуры от необдуманного шага по его приобретению.

Алюминиевые винты имеют наибольшее распространение. Они бывают двух-, трех-, четырехлопастные. Двухлопастные можно увидеть у гонщиков, с ними ставят рекорды на воде. Трехлопастные имеют оптимальный набор положительных качеств, и, пожалуй, они более универсальные по решению большинства задач. Четырехлопастные известны всем как винты, дающие больший упор и более сбалансированную с минимальными вибрациями работу двигателя. Упор винта особо ценен, когда таскают за собой лыжника, или другие водные «забавы и аттракционы» или надо «вытащить» лодку в режим глиссирования, преодолевая горб сопротивления с минимальными затратами лошадиных сил у двигателя. А отсутствие вибраций на румпеле оценят рыболовы-любители практикующим метод ловли рыбы «дорожкой».

-5

Что делать если винт получил повреждение?

Если винт алюминиевый, то чего точно не надо делать, так это стучать по нему молотком. Лопасть, безусловно, примет нужную форму, но на структурномуровне металл получит разорванные связи с потерей пластичности. И в дальнейшем разрушение металла пойдет в разы быстрее.

Ремонт или покупка нового?

Вероятно, рано или поздно такой вопрос будет задан себе или друзьям, при обращении к ним за советом. Покупка нового винта происходит быстрее, но за большую стоимость. Вдобавокне каждый мастер сможет при восстановлении вернуть лопасти нужную форму и геометрию, а также правильно выставить шаг. После ремонта винт следует отбалансировать и покрыть краской и лаком. Тут каждый сам решит для себя, что ему выгоднее. Если винт был изготовлен на хорошем производстве и имеет хорошую «родословную», то есть смысл продлить ему жизнь.

Разрушая легенды

Мы обратились к мастеру Алексею Яблонскому (известен на форумах как Almay), имеющему солидный стаж по ремонту винтов и восстановлению алюминиевых частей п.л.м. Количество отремонтированных им винтов перевалило за несколько тысяч и за плечами почти четыре десятка лет работы инженером.

Алексей Яблонский
Алексей Яблонский

Имя этого мастера давно известно в кругах спортсменов, а они бьются за титулы и кубки. Винты, прошедшие его тюнинг, постоянно занимают призовые места. Что говорит о том, что понимание по данному вопросу у него на высоком уровне, и как говорят «продвинутые» - он в «теме».

Все вопросы строились исключительно из расчета потребительского интереса по ремонту и диагностике винтов.

Вопросы

- Алексей расскажите пожалуйста какая ситуация сложилась на рынке по винтам?

- Если полтора десятка лет назад винты, установленные на моторах, имели клеймо Made in Japan, и являлись для нас эталоном, то сейчас к великому сожалению в стоке можно увидеть винты не самого лучшего качества. Справедливости ради надо отметить, что на моторах мощностью свыше 30 л.с. устанавливаются качественные винты. Особых вопросов не возникает к производителям Mercury, Honda, Suzuki, Yamaha.

Некоторые производители перевели производство маломощных мотор в Поднебесную, и комплектуются они винтами местных производителей.

- Вероятно, это как-то связано с тем, что первое место по добыче алюминия занимает Китай, а для производства изделий из этого металла требуется много электроэнергии, а ее стоимость в Японии, как известно, очень высока.

- Возможно. Но совершенно очевидно, что это связано с экономическими и логистическими аспектами.

- Как рядовому покупателю определить, какой винт соответствует заявленным параметрам, указанным на винте?

- Если это изделие от известного производителя и имеет маркировку, например Solas, где диаметр и шаг совпадает с отображенной на винте информации, и их изделия и комплектующие доступны в дилерской сети по всей России, то на изделиях «no name» или мало известного производителя надо проверять исключительно на шаговой горке. Другого метода я не знаю, и «на глаз» это сделать невозможно.

- Вы отметили, что на моторах свыше 30 л.с. устанавливаются качественные винты, а с меньшей мощностью дело обстоит грустно?

- Очень часто попадающие в ремонт винты с неверной геометрией приобретаются именно с маломощными моторами. Нередко у корня винта шаг один, а у края лопасти с отличием на 3-4 дюйма другой.

- Невероятно, это правда?

- Сожалению это действительность. Попадались винты, где одна лопасть имеет один шаг, а две соседние лопасти имели расхождение на два дюйма в ту или иную сторону. Таких историй много.

- Какой КПД такого винта, где у корня один шаг, а у края другой с отличием на 3-4 дюйма?

- О каком КПД может вообще заходить речь, если одна часть винта пытается разогнать винт до нужных оборотов, а другая часть лопасти его тормозит. Разность давления у корня и края лопасти образует поперечные паразитные потоки. Таким образом, мощность мотора уходит на борьбу винта «себя с собой». Это все равно, что пытаться разогнать автомобиль на «ручнике». Нередко обладатели таких винтов, не понимая причины, обращаются к производителям лодок, предполагая, что проблема кроется в обводах судна. Складывается впечатление, что производитель таких изделий отливает одну заготовку и в дальнейшем, подгибая лопасти, придает им другую геометрию. Таким образом, они получают разный шаг. Это совершенно приемлемо, поскольку винт является сложным в проектировании гидродинамическим изделием. Попробуйте сделать фото винта победителя гонок F-1, не думаю, что кому-то удастся это сделать без последствий.

- Предположу, что по этой причине лопасти таких винтов имеют приличную толщину?

- Отчасти верно. Конечно же, такая толщина негативно отражается на работе винта, т.к. это связано с большими потерями на трение.

- Спасибо Алексей за предоставленную информацию, она заставляет серьезно задуматься при выборе винта, и возможно кому-то поможет разобраться со своей проблемой и наконец, найти разгадку, почему мотор не развивает свою мощность.

Беседу вел Иван Лазарев

Читайте и подписывайтесь на журнал Рыбалка GROUP

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Ну и конечно не забывайте оставлять комментарии