Вчера 17 сентября Суд Европейского Союза отклонил апелляционные возражения Патентного Ведомства ЕС и правообладателя товарного знака MASSI против регистрации товарного знака MESSI на имя известного во всем мире футболиста Лионеля Месси. Имя и репутация спортсмена признаны существенным фактором при установлении отличия двух знаков - MASSI и MESSI. 9 лет споров и судебных тяжб, и Лионель Месси получил право зарегистрировать товарный знак для своей фамилии.
В августе 2011 года футболист Лионель Месси подал заявку на регистрацию товарного знака для комбинированного обозначения для спортивной одежды, одежды для гимнастики, спортивной обуви и оборудования в Патентное Ведомство ЕС.
В ноябре 2011 года против регистрации данного знака было подано возражение от имени правообладателя товарного знака MASSI, зарегистрированного в ЕС, в том числе для одежды, обуви, жилетов для езды на велосипеде, защитной одежды и перчаток (право на знак было предано в 2012 году испанской компании J.M.-E.V. e hijos). Правообладатель настаивал на сходстве знаков. В 2013 году Ведомство ЕС приняло возражение.
Патентное Ведомство Европейского Союза
Месси обжаловал возражение, но в апреле 2014 года Ведомство ЕС еще раз подтвердило свое согласие с возражением на том основании, что знаки MESSI и MASSI сходны до степени смешения - оба слова не имеют смыслового значения, а концептуальное различие знаков на основе известности и репутации Лионеля Месси среди футбольных фанатов касается только части потребителей, которые интересуются футболом и спортом, к тому же оба знака имеют визуальное и фонетическое сходство.
Европейский Суд Общей Юрисдикции
Спор перешел в Европейский Суд Общей Юрисдикции, который в апреле 2018 года отменил решение Патентного Ведомства ЕС. Суд согласился с фонетическим и визуальным сходством знаков, но постановил, что репутация и имя футболиста сильнее визуального и фонетического сходства знаков, что, соответственно, исключает возможность их смешения. Также Суд Общей Юрисдикции установил, что Лионель Месси известен не только поклонникам спорта, он хорошо известен всем людям, которые читают газеты, смотрят телевизор, ходят в кино или слушают радио, то есть Месси хорошо известен людям, которые не интересуются спортом. Более того, заявленные товары имеют отношение к спорту. Потребителям данных товаров известно имя Месси, и они будут непосредственно связывать имя футболиста с товарным знак MESSI.
Ведомство ЕС заявило в суде, что Месси не предоставил доказательств своей известности, поэтому факт известности футболиста не был принят во внимание во время процедуры возражения.
Суд согласился с тем, что в ходе процедуры возражения Ведомство должно учитывать только те факты и доказательства, которые предоставили стороны, но в процессе возражения Ведомство должно учитывать широко известные факты. Известность футболиста Лионеля Месси является именно таким фактом - о нем можно узнать из любого доступного всем источника.
В итоге, суд пришел к выводу, что концептуальное различие знаков сильнее их визуального и фонетического сходства. Потребители воспринимают обозначение MESSI не как слово итальянского языка, они связывают его с именем известного футболиста.
Суд Европейского Союза
Патентное Ведомство ЕС и J.M.-E.V. e hijos подали апелляции на решение Суда общей юрисдикции в Суд ЕС. 17 сентября обе апелляции были отклонены.
Суд ЕС поддержал решение суда первой инстанции и установил, что:
- Репутация и известность лица, заявившего свое имя на регистрацию в качестве товарного знака, является существенным фактором при оценке сходства знаков, поскольку репутация личности оказывает влияние на восприятие знака потребителями;
- Суд общей юрисдикции правильно пришел к выводу о том, что известность Месси является широко известным фактом, который Патентное Ведомство ЕС должно было принять во внимание в ходе рассмотрения возражения.
В данном деле суды ЕС подтвердили особый статус концептуального различия, которое помогает преодолеть сходство знаков, даже если они имеют высокую степень визуального и фонетического сходства.