Как определить, что у ребёнка дислексия? Да, на это может указывать ряд внешних признаков: пропуски букв на письме и чтении, замена между собой схожих по написанию букв, сложности с чтением и пониманием прочитанного и т.д. Однако для того чтобы точно сказать, что у ребёнка дислексия развития, требуется диагностика.
Что предлагают официальная медицина и логопедия?
Одна из самых популярных методик – нейропсихологическая диагностика, которая разработана О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной. Она проводится в форме тестирования. Считается, что методика позволяет понять психологические механизмы, из-за которых возникает дислексия.
Диагностика, в зависимости от возраста ребёнка и его психологического развития, предполагает использование различных заданий. Так, если ребёнок только осваивает навыки чтения, то ему предлагают прочитать какие-то отдельные буквы и среди перечня найти определенную букву.
Во время диагностики специалист обращает внимание на:
- скорость чтения;
- правильность произношение букв;
- количество и характер ошибок;
- сложность зрительного слежения за текстом;
- применение рук в процессе чтения (следит ребёнок пальцем за строчкой или нет);
- правильность ударений в словах;
- способ чтения (по слогам, буквам);
- выразительность чтения;
- способность пересказать прочитанный текст.
Недостатки этой методики очевидны – она только оценивает качество чтения, а анализ ПРИЧИН проблем с чтением не проводится.
Что можно получить после такой диагностики? Только один ответ – у ребёнка есть трудности с чтением или нет, но вот точно диагностировать дислексию явно нельзя.
Методика профессора А.Н. Корнева
Методика раннего обнаружения дислексии была представлена А.Н. Корневым ещё в 1982 году и практически не претерпела никаких изменений до нашего времени. Кстати, А.Н. Корнев считает, что при дислексии у ребёнка имеются нарушения психических процессов и такой оебёнок должен проходить коррекционный курс в логопедических кабинетах.
А.Н. Корнев считает, что путь к высшему образованию для дислексиков закрыт (подробнее об этом здесь).
Мы не будем рассказывать подробно о том, как проводится обычно диагностика. Скажем только, что предполагается ряд тестов, в том числе:
- «Рядоговорение». Ребёнку надо перечислить по порядку времена года, дни недели или какую-то другую последовательность.
- «Ритмы». Здесь ребёнку нужно будет повторить ритм, который выстукивает специалист. При этом абсолютно не учитывается, если у ребёнка слух или нет.
- «Кулак-ребро-ладонь». Вслед за специалистом ребёнку надо трижды безошибочно повторить следующую последовательность: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
- Повторение предложенного ряда цифр.
За каждый тест начисляется определённое количество баллов и по полученным результатам принимается решение о наличии или отсутствии у ребёнка дислексии.
Что не так с методами диагностики?
Основной недостаток этих диагностик – работа только с внешними признаками, оценка лишь того, что ребёнок не умеет делать. При этом никакого внимания не обращается на психоэмоциональное состояние ребёнка в момент тестирования, а ведь очевидно, что он находится в состоянии стресса.
Состояние ребёнка на любой диагностике можно сравнить со сдачей важного экзамена, когда даже человек со здоровой психикой будет волноваться и может забыть ответ. А тут речь идёт о ребёнке, иногда даже дошкольного возраста.
Второй момент: диагностики не касаются первопричины дислексии, а это вызывает, как минимум, недоумение.
Доказанный факт: дислексия – это особенность функционирования мозга, которая выражена в рассогласованности работы его полушарий. Другими словами, у дислексика попеременно доминирует то левое, то правое полушарие, из-за чего и возникают трудности с обучением.
Причины или следствие ...
Анализировать надо работу мозга, а не смотреть, как ребёнок читает и пишет, ведь эти навыки являются только проявлением особенностей мозговой деятельности.
Как проходит диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе?
Здесь от ребёнка не потребуется читать тексты, выполнять письменные работы или проходить непонятные мудрёные тесты.
Всё, что нужно для первой встречи, – это только школьные тетради ученика, по которым будет составлено представление о базовых трудностях ребёнка. Конечно, предстоит и обстоятельная личная беседа с мамой, в ходе которой учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе выясняет все трудности в обучении.
Основной этап диагностики – биометрический тест, который позволяет с высокой точностью определить индивидуальные психофизические особенности человека.
Тест проходит как ребёнок, так и его мама, ведь дислексия в большинстве случаев передаётся по наследству. В дальнейшем это позволяет выстроить оптимальную модель взаимодействия мамы и ребёнка во время воспитательного и образовательного процессов.
Детям нравится такая диагностика!
Отпечатки пальцев – это уникальный код личности.
БиоТест предполагает сканирование и анализ узоров 10 пальцев рук. Они объективно показывают, как у человека работает мозг и, в частности, мозжечок, который во многом отвечает за навыки чтения и письма. Именно поэтому рекомендуется прокачивать мозжечок для улучшения почерка и грамотности.
Биометрия позволяет в любом возрасте, начиная с трёх лет, выявить у ребёнка врождённые аналитические, речевые, ассоциативные способности, оценить такие навыки, как реактивность, координированность, выносливость, коммуникабельность.
С помощью биометрического теста объективно устанавливаются:
- Личные характеристики и сильные стороны человека, заложенные в нем с рождения.
- Выявить генетически заложенные способности, в том числе к определённой профессии и видам спорта.
- Истинные причины трудностей в учёбе, поведении, общении.
И, конечно же, БиоТест позволяет точно ответить на главный вопрос – есть ли у ребёнка дислексия. А на основе результатов диагностики уже вырабатывается индивидуальный курс коррекции с учётом особенностей функционирования мозга и личных психоэмоциональных особенностей ребёнка.
По итогам диагностики в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе ребёнок и его мама уже точно знают, какие им проблемы необходимо решать. И самое важное – они получают практические рекомендации для самостоятельной работы.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе уже 10 лет помогает дислексикам всех возрастов. С нашей помощью более 1000 семей изменили свою жизнь к лучшему и поняли, что дислексия – это дар, который даёт по жизни очень много преимуществ!