Найти в Дзене

Почему официальные методы диагностики дислексии не работают?

Оглавление

Как определить, что у ребёнка дислексия? Да, на это может указывать ряд внешних признаков: пропуски букв на письме и чтении, замена между собой схожих по написанию букв, сложности с чтением и пониманием прочитанного и т.д. Однако для того чтобы точно сказать, что у ребёнка дислексия развития, требуется диагностика.

Что предлагают официальная медицина и логопедия?

Одна из самых популярных методик – нейропсихологическая диагностика, которая разработана О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной. Она проводится в форме тестирования. Считается, что методика позволяет понять психологические механизмы, из-за которых возникает дислексия.

Диагностика, в зависимости от возраста ребёнка и его психологического развития, предполагает использование различных заданий. Так, если ребёнок только осваивает навыки чтения, то ему предлагают прочитать какие-то отдельные буквы и среди перечня найти определенную букву.

Во время диагностики специалист обращает внимание на:

  • скорость чтения;
  • правильность произношение букв;
  • количество и характер ошибок;
  • сложность зрительного слежения за текстом;
  • применение рук в процессе чтения (следит ребёнок пальцем за строчкой или нет);
  • правильность ударений в словах;
  • способ чтения (по слогам, буквам);
  • выразительность чтения;
  • способность пересказать прочитанный текст.

Недостатки этой методики очевидны – она только оценивает качество чтения, а анализ ПРИЧИН проблем с чтением не проводится.

Что можно получить после такой диагностики? Только один ответ – у ребёнка есть трудности с чтением или нет, но вот точно диагностировать дислексию явно нельзя.

Методика профессора А.Н. Корнева

Методика раннего обнаружения дислексии была представлена А.Н. Корневым ещё в 1982 году и практически не претерпела никаких изменений до нашего времени. Кстати, А.Н. Корнев считает, что при дислексии у ребёнка имеются нарушения психических процессов и такой оебёнок должен проходить коррекционный курс в логопедических кабинетах.

А.Н. Корнев считает, что путь к высшему образованию для дислексиков закрыт (подробнее об этом здесь).

Мы не будем рассказывать подробно о том, как проводится обычно диагностика. Скажем только, что предполагается ряд тестов, в том числе:

  • «Рядоговорение». Ребёнку надо перечислить по порядку времена года, дни недели или какую-то другую последовательность.
  • «Ритмы». Здесь ребёнку нужно будет повторить ритм, который выстукивает специалист. При этом абсолютно не учитывается, если у ребёнка слух или нет.
  • «Кулак-ребро-ладонь». Вслед за специалистом ребёнку надо трижды безошибочно повторить следующую последовательность: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
  • Повторение предложенного ряда цифр.

За каждый тест начисляется определённое количество баллов и по полученным результатам принимается решение о наличии или отсутствии у ребёнка дислексии.

Что не так с методами диагностики?

Основной недостаток этих диагностик – работа только с внешними признаками, оценка лишь того, что ребёнок не умеет делать. При этом никакого внимания не обращается на психоэмоциональное состояние ребёнка в момент тестирования, а ведь очевидно, что он находится в состоянии стресса.

Состояние ребёнка на любой диагностике можно сравнить со сдачей важного экзамена, когда даже человек со здоровой психикой будет волноваться и может забыть ответ. А тут речь идёт о ребёнке, иногда даже дошкольного возраста.

Второй момент: диагностики не касаются первопричины дислексии, а это вызывает, как минимум, недоумение.

Доказанный факт: дислексия – это особенность функционирования мозга, которая выражена в рассогласованности работы его полушарий. Другими словами, у дислексика попеременно доминирует то левое, то правое полушарие, из-за чего и возникают трудности с обучением.

Причины или следствие ...

Анализировать надо работу мозга, а не смотреть, как ребёнок читает и пишет, ведь эти навыки являются только проявлением особенностей мозговой деятельности.

Как проходит диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе?

Здесь от ребёнка не потребуется читать тексты, выполнять письменные работы или проходить непонятные мудрёные тесты.

Всё, что нужно для первой встречи, – это только школьные тетради ученика, по которым будет составлено представление о базовых трудностях ребёнка. Конечно, предстоит и обстоятельная личная беседа с мамой, в ходе которой учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе выясняет все трудности в обучении.

Основной этап диагностики – биометрический тест, который позволяет с высокой точностью определить индивидуальные психофизические особенности человека.

Отпечатки пальцев – это уникальный код личности.
Отпечатки пальцев – это уникальный код личности.

Тест проходит как ребёнок, так и его мама, ведь дислексия в большинстве случаев передаётся по наследству. В дальнейшем это позволяет выстроить оптимальную модель взаимодействия мамы и ребёнка во время воспитательного и образовательного процессов.

Детям нравится такая диагностика!

-2

Отпечатки пальцев – это уникальный код личности.

БиоТест предполагает сканирование и анализ узоров 10 пальцев рук. Они объективно показывают, как у человека работает мозг и, в частности, мозжечок, который во многом отвечает за навыки чтения и письма. Именно поэтому рекомендуется прокачивать мозжечок для улучшения почерка и грамотности.

Биометрия позволяет в любом возрасте, начиная с трёх лет, выявить у ребёнка врождённые аналитические, речевые, ассоциативные способности, оценить такие навыки, как реактивность, координированность, выносливость, коммуникабельность.

-3

С помощью биометрического теста объективно устанавливаются:

  • Личные характеристики и сильные стороны человека, заложенные в нем с рождения.
  • Выявить генетически заложенные способности, в том числе к определённой профессии и видам спорта.
  • Истинные причины трудностей в учёбе, поведении, общении.

И, конечно же, БиоТест позволяет точно ответить на главный вопрос – есть ли у ребёнка дислексия. А на основе результатов диагностики уже вырабатывается индивидуальный курс коррекции с учётом особенностей функционирования мозга и личных психоэмоциональных особенностей ребёнка.

По итогам диагностики в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе ребёнок и его мама уже точно знают, какие им проблемы необходимо решать. И самое важное – они получают практические рекомендации для самостоятельной работы.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе уже 10 лет помогает дислексикам всех возрастов. С нашей помощью более 1000 семей изменили свою жизнь к лучшему и поняли, что дислексия – это дар, который даёт по жизни очень много преимуществ!