Согласно исследованиям сразу нескольких групп западных ученых, начиная с 1970-х годов уровень IQ в большинстве стран первого мира медленно, но уверенно ползет вниз. У французов он сократился за последние десять лет на 4 пункта, у англичан и вовсе упал на 14. В числе возможных факторов, влияющих на снижение IQ, называют миграцию, снижение качества образования в школах и внутри семей. Но главная беда в том, что незнанием гордятся, и оно откровенно агрессивно.
(Цитата из статьи «Культ незнаний стал трендом: почему наш век — эпоха воинствующего невежества», опубликованной в «Вечерней Москве»).
Статья пронизана идеей «познания мира и получения знаний», которая якобы является определяющей для развития человека (прежде всего, развития его интеллекта), но которая не реализуется в должной мере или вообще не реализуется, ибо любую информацию сегодня легко можно найти в гаджетах и там же ее сохранить, не обременяя свои мозги.
Как видим, автор статьи и психологи, который принимают участие в обсуждение проблемы, находятся в плену стереотипа, что «ядром» личности человека являются «знания». Но ведь еще 30 лет назад академиком П. В. Симоновым (всемирно известным психофизиологом) было обосновано, что «ядром» личности являются вовсе не «знания», а «потребности»; что существует «иерархия потребностей», которые актуализируются (становятся доминирующими) в разные возрастные периоды развития человека и что формирование личности состоит в том, чтобы удовлетворять эти потребности соответствующими педагогическим средствами (главным образом, креативного свойства).
В этом, по мнению академика, состоит сущность воспитания как мотивирования (оно первично), развития способностей (оно производно, то есть вторично) и образования, которым заканчивается формирование личности человека.
Отсюда следует, что пока мы не перейдем от «знаниевой» (принудительно-нормативной) педагогики, противоречащей потребностям и деформирующей личность, к мотивационно-креативной педагогике, побуждающей человека к саморазвитию (в детстве), самопознанию (в отрочестве) и самосовершенствованию (в юности и далее по жизни), деградация населения будет усугубляться. И мы вместе с тупеющими англичанами и французами будем также глупеть.
Здесь важно сказать, что использование IG не дает полной картины деградации. О деградации проще (правильнее и дешевле) судить по росту наркомании, преступности и прочим «пошлостям», которые нарастают в обществе как снежный ком, прежде всего среди молодого поколения.
Заключая скажем, что авторы статьи, среди которых, вроде, есть профессиональные психологи, своими незнанием научной психологии и педагогики, а проще говоря своим «невежеством» (это ключевое слово в названии их статьи), лишь подтверждают общую тенденцию деградации, которая затронула практически все сферы жизнедеятельности людей, которые уже не способны осознать, что деградируют, и понять, почему деградируют.
«Обучение должно быть воспитывающим, а воспитание – мотивирующим», «Школа в будущем», «Которая школа» – эти статьи можно прочитать н Канале «Воз сена» (если еще не деградировали).