Поезда дальнего следования всегда вызывают ностальгию. Все сразу же переставляют себе, как они смотрят в окно поезда, где сменяются пейзажи и как сладко засыпать под стук колес.
Даже в наш век быстрых и дешевых авиа перелетов, большинство путешественников любят путешествовать в купе поезда. И многие писатели писали свои произведения, действия которых происходили в ночных поездах.
Одно из самых выдающихся - «Убийство в Восточном экспрессе», написанное королевой детектива Агатой Кристи. Если не читали, советую прочитать. Еще есть фильм «Север через северо-запад» Альфреда Хичкока. Ну и конечно старый, добрый фильм "Из России с любовью" из серии Джеймса Бонда. Или более современный фильм "Дарджилинг Лимитед".
И как жаль, что прошли те золотые времена железных дорог в Египте, когда богатые белобородые путешественники в костюмах-тройках обедали на накрахмаленных скатертях, нервно щелкая латунной застежкой карманных часов. В сегодняшней реальности все происходит по-другому, как то более примитивно.
В декабре 2018 года один мой друг решил проехаться на единственном ночном поезде Каира до южной границы Египта. Он хотел испытать ейэту романтику, навеянную ему Агатой Кристи и также увидеть лучшие археологические памятники, которые как известно находятся там.
Он заказал себе билет первого класса в двухместном купе и начал готовится к 12-часовой поездке длиной в 682 километра. Он мечтал, что будет безмятежно сидеть в вагоне поезда, рассматривая африканские пейзажи, но все оказалось более прозаично.
Чтобы сесть на поезд, он пошел на вокзал в Гизе, примерно в получасе езды от центра Каира. Хотя многие поезда отправляются со станции викторианской эпохи Рамзес в Каире. Станция в Гизе намного меньше и по ней легче ориентироваться.
Поезд отправлялся в 19:45, мой друг пришел пораньше, к 19:00. В это время станция была битком набита. Большинство египтян на платформе ждали поездов второго или третьего класса, следующих тем же маршрутом на юг. Поезда второго и третьего класса стоят всего несколько долларов за билет из-за отсутствия кондиционера.
Пока друг ждал своего поезда, со станции отправилось несколько электричек. Каждый раз, когда электричка приближалась к станции, там начинался сумшедший дом. Пассажиры бегали вверх и вниз по платформе в поисках нескольких сантиметров места, чтобы влезть в переполненные вагоны. Люди дрались, выкрикивались проклятия, и мужчины, и женщины пытались пронести в вагон нелепые и громоздкие предметы. Поезда уходили с открытыми дверями и пассажирами, свисающими с перил, руки братьев, друзей или мужей - единственное, что удерживало их от падения на рельсы.
Наконец прибыл его спальный поезд, обозначенный зеленой полосой. Вежливый проводник проверил билеты и провел его в вагон. Вагон был простой, с деревянными панелями и красной ковровой дорожкой. Там пахло сигаретами «Клеопатра» и Нескафе.
Двойное купе спальном в поезде стоило 80 долларов каждое. Одно купе стоит 110 долларов. Купе по словам кассира должно быть уютным. Но вот вещи в нем складывать было негде. Пришлось положить их на пол. Это сделало неудобным перемещение по вагону.
В вагоне была непонятная серая штуковина, которая оказалось раковиной. В шкафчике лежал запечатанный кусок мыла и у раковины висели два полотенца для рук. Что ж неплохо. По крайне мере не надо никуда выходить, чтобы помыть руки.
В углу нашлась электрическая розетка с розетками 220В и 110В. Складной столик для еды был далек от того маленького хрупкого пластика, который можно встретить в самолетах. Поднять этот толстый металлический поднос с места было не так-то легко.
Примерно через 20 минут подошел пожилой проводник, принес напитки и сказал, что скоро будет подан ужин. В поезде не было никакого вагона-ресторана. На ужин принесли тушеное мясо из говядины, рис, приготовленный на пару, свежие овощи и апельсин. Ужин, разогретый в контейнерах, как в самолетах, был далек от надменной трапезы в поездах из фильмов. Еще в 1980-х годах в поездах были повара, но их больше нет.
После ужина проводник выключил свет в купе. Но поезд так сильно грохотал, что нормально поспать было невозможно. В Асуан поезд должен был прибыть около 7:55 утра.
Проводник застелил постель крахмалистыми хлопчатобумажными простынями и толстым плюшевым одеялом песочного цвета. Настал тот момент, чтобы достать книгу и начать читать в поезде, который едет по самому сердцу Египта.
Туалет оказался старым, со смывом прямо на дорогу. Поэтому время остановок туалетом нельзя было пользоваться. Кровать оказалась слишком жесткой, что друг не мог заснуть до полуночи. Поезд раскачивался назад и вперед и каждые несколько минут звенел о рельсы. Но возможно он прост был переполнен впечатлениями, поэтому ему было трудно заснуть.
На завтрак подали упаковку с двумя круассанами, булочкой и джемом. Кофе и чай стоили дополнительно около 1 доллара. Кофе был Nescafe - стандартным для Египта - но было приятно выпить горячую чашку, чтобы проснуться.
Пассажиров разбудили нас около 5 часов утра, до Асуана оставалось несколько часов. В это время можно было понаблюдать сельскую местность за окном поезда. Увидеть пригороды и нубийские деревни вокруг Луксора, бывшей древней столицы Фив.
Поезд с грохотом прибыл на станцию с опозданием примерно на полчаса. Но это было неплохо, так как многие путешественники говорят, что этот поезд часто опаздывает на несколько часов.
Друг попрощался с дружелюбным проводником поезда и дал ему чаевые в размере около 100 египетских фунтов, или около 5,50 долларов. Вобщем, друг хоть и остался довольным, так как любит путешествовать именно на поездах. Но все равно, это не сравнить с недельным путешествии по Транссибирской магистрали.