Найти в Дзене
Homo mobilis

Музей ЕТТУ - трамвай МТВ-82

"Трамвай - это как самолёт, только трамвай." Вероятно, именно таким тезисом руководствовались официальные лица, принимавшие решение о налаживании в первые послевоенные годы производства троллейбусов, а потом и трамваев на Тушинском авиационном заводе № 82.

Первая партия трамвайных вагонов МТВ-82 была построена к 800-летию Москвы в сентябре 1947 года. Эти вагоны внешне отличались от тех, которые мы привыкли видеть на исторических фотографиях и в кадрах кинохроники - дело в том, что они были выполнены из кузовных элементов троллейбусов МТБ-82.

Однако, ширина трамвая не позволяла ему вписываться в повороты узких московских улочек, ограниченные рельсовой колеёй, и конструкторам пришлось изменить форму кузова, предусмотрев скошенные углы в передней и задней части вагона и увеличив длину на одну оконную секцию.

-2

В Свердловск трамвайные вагоны нового типа стали поступать в 1950 году и проработали вплоть до 1980 года. Эти вагоны составляли основу трамвайного парка Свердловского трамвайно-троллейбусного управления почти 30 лет. Поначалу это дитя конверсии Тушинского авиазавода № 82 было встречено свердловчанами недоверчиво - дескать, очень сложен вагон в управлении. Однако, благодаря передовым методам вождения трамвая, предложенным Б. Крутовым, о которых я упоминал в одной из предыдущих статей, эти вагоны стали самыми популярными у вагоновожатых.

-3

Для трамваев МТВ-82 была разработана необычная схема окраски - ниспадающая красная полоса вдоль всего борта и ступенчатая окраска лобовой панели. Данная схема окраски стала настолько популярна, что применялась не только на МТВ-82, но и на киевских КТВ-55 (с той лишь разницей, что красная полоса на всех киевских машинах была заменена на тёмно-синюю). В 1970-е годы эту схему окраски сменила более простая, применяющаяся на многих трамваях и по сей день.

Кабина вагоновожатого имеет уже знакомое нам из экскурсии по вагону серии Х оснащение: рукоятку контроллера непосредственной системы управления, "штурвал" механического тормоза (справа), рукоятку пневматического тормоза с манометром и педали. Однако, появились и новшества - кабина стала отапливаемой, а стеклоочистители получили пневматический привод. Кроме того, конструкция трамвая предусматривала штатное сиденье для вагоновожатого.

По сравнению с предыдущими моделями трамваев салон претерпел кардинальные изменения - он стал более просторным и, главное, отапливаемым в холодное время года - под пассажирскими сиденьями стояли двенадцать электронагревательных печей. Сами же сиденья получили мягкую обивку.

Трамвай был оборудован тележками, аналогичными устанавливавшимся на трамвайные вагоны КМ производства Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ).

Несмотря на то, что МТВ-82 не олицетворял собой существенного прорыва в отечественном трамваестроении, он получил заслуженное признание как у вагоновожатых, так и у пассажиров. Один из сохранившихся трамваев занимает сегодня заслуженное место в экспозиции Музея истории Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления.

-7

Любопытный факт, о котором мало кто знает - представленный в музее экспонат использовался в службе пути и энергохозяйства в качестве... крана. Да, построенный в 1957 году пассажирский вагон по завершении эксплуатации на линейных маршрутах был переоборудован в 1980 году в вагон-кран. И лишь в 1998 году в мастерских Северного трамвайного депо г. Екатеринбурга ему был возвращён первоначальный облик. Поначалу музейному вагону был присвоен парковый номер, под которым он перевозил пассажиров - 256. Сегодня музейный вагон несёт на бортах номер 211 (хотя на перегородке кабины вагоновожатого сохранился прежний).

Рассказывая об истории эксплуатации трамваев МТВ-82 в г. Свердловске, нельзя не упомянуть об одном происшествии, попавшем в объективы фотоаппаратов (что по тем временам само по себе редкость). Весной 1969 года на улице Челюскинцев при прохождении кривой на высокой скорости опрокинулся переполненный трамвайный вагон № 180.

Читайте в других выпусках:

Общий обзор музейной площадки

Музейный зал

Вагон серии Х

Трамвай Tatra T2

Трамвай Tatra K2

Мои подписчики знают, что одно из моих увлечений - масштабные модели трамваев. Ранее я уже рассказывал о моделях Tatra T3SU, КТМ-1, КТМ-2, КМ. В одной из следующих статей я обязательно расскажу о двух интересных моделях в моей коллекции - моделях трамвая МТВ-82 в масштабе 1:43 в раннем и позднем исполнении.

Благодарю за внимание. Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного.

#трамвай #общественный транспорт #транспорт #музей #Свердловск #Екатеринбург #горэлектротранс #троллейбус #музеи #автотранспорт