Найти тему

Почему школы занимаются ерундой?

Принципы, лежащие в основе многих инновационных методик обучения, просты и были известны задолго до появления этих методик, и как правило, есть причины их невостребованности
Принципы, лежащие в основе многих инновационных методик обучения, просты и были известны задолго до появления этих методик, и как правило, есть причины их невостребованности

Казалось бы, регулярно слежу за новинками в обучении детей, но снова и снова встречаю давно уже освоенные и при этом очень эффективные методики. Вот и сегодня таким открытием стал подход педагога из Санкт Петербурга Николая Александровича Зайцева.

Очень понравилась его видение информационной среды школьного предмета - когда таблицами, картами, схемами обвешиваются стены комнаты, где проходят занятия. Это помогает быстрее погрузиться в предмет. Важным моментом оказалось размещение сразу всех таблиц того или иного комплекта, т.е. даже тех разделов знаний, которые ещё не пройдены. Это как знакомство с местностью - где-то мы ещё не были, но новое уже обретает свою форму, свой образ и невольно приближает встречу.

Подождите, но разве не это мы делаем в школьных классах? Всё увешиваем наглядными пособиями и... Почему тогда по методике Зайцева дети 6-7 лет уже проходят программу 2-го, 3-го и даже 4-го классов?

Конечно, я упомянул только один элемент методики Николая Александровича, не раскрывая множества деталей - например, то, что детям в классе не только можно, но и крайне желательно двигаться, а не сидеть. Методика открыта, доступна уже много лет - любой может с ней познакомиться. И она не единственная в своём роде. Есть множество примеров, когда хороший педагог вне школы, репетитор помогал ребёнку пройти всю школьную программу за несколько месяцев. Это реальные факты. Да, при этом речь идёт об индивидуальных занятиях или занятиях в малых группах. Но тогда, возникает справедливый вопрос - чем занимаются в наших школах?

Есть методики, способные дать ребёнку те же знания за более короткий срок и при этом с меньшим ущербом для здоровья, в том числе и психологического здоровья. Почему эти вещи оказываются востребованными лишь единицами мудрых родителей и совершенно игнорируются теми, кто отвечает за образование?

Полагаю, что ответ напрашивается сам собой - потому что школы не ставят задачей дать ребёнку знания. Школы играют явно другую роль.

Рискну задать ещё один вопрос - что будет делать 10-летний ребёнок, который прошёл весь школьный курс? Представим себе такую гипотетическую ситуацию.

Понимаете, дело не в чиновниках и даже не в государстве, дело в синхронизации социальных часов нашего общества, дело в системе. Школа - часть часового механизма общества. Но сейчас синхронизация явно нарушена. Это нездоровая ситуация. И общество с одной стороны видит кризис школы, её ущербность, а с другой стороны - только единицы готовы к реальным переменам. Нет-нет, речь не идёт о цифровых технологиях, это лишь одна из деталей большого процесса.