Когда участники нуара иронизируют над «макгаффином»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
С формальной точки зрения была только одна предпосылка для создания рассматриваемого нами мрачно-комедийного фильма. В закромах киностудий был обнаружен реквизит, который использовался для съемок легендарного и эталонного нуара, фильма «Мальтийский сокол» (1941), от которого собственно и ведёт свой отсчет «классический период» мрачно-криминального кино
Однако в 1975 году находившемуся в начале своего творческого пути режиссеру Дэвиду Гайлеру показалось мало лишь одного реквизита. И он решили пригласить в фильм актеров, которые принимали участие в съемках «Мальтийского сокола» (понятное дело из числа тех, что были живы). А потом и вовсе решили сделать продолжение фильма, но не столько «серьёзный сиквел», сколько «пародийный спин-офф» (простите за обилие специфических терминов).
А в этом ему активно помогал актер Джордж Сигал, который в данном случае был не только исполнительным продюсером (читай - «генератором большей части идей»), но и исполнителем главной роли. Дело происходит в Сан-Франциско образца начала 70-ых годов. Сэм Спейд - младший, как можно догадаться из имени, является «сыном» главного героя «Мальтийского сокола». И вместе со статуэткой птицы ему в наследство досталось детективное агентство отца, причем, вместе с секретаршей, которая не менялась на протяжении десятилетий
Дела у Спейда-младшего идут из рук вон плохо и детектив из него никудышный, но ничего иного делать он не умеет, а потому поневоле занимается расследованиями и розыском, что изредка приносит «небольшую копейку». И вдруг зачастили в офис к горе-детективу странные гости: представители таинственных орденов, громилы, да опасные красотки.
И всем оказалась вдруг нужна статуэтка «черной птички», что целую эпоху провела на антресолях. Почему птичка именно «чёрная»? Да потому что «нуар» и означает слово «чёрный» (только в переводе с французского)
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
И говорит главный герой, что, мол, дорогие друзья, вы зря стараетесь, эта птичка поддельная – она вовсе не историческая реликвия. Но ему никак не верят. В итоге и сам основной персонаж стал задаваться вопросом: зачем столько шума ради подделки? А потому решили поторговаться, поднимая сумму от полтинника до полумиллиона. И это принесло новый виток криминальных сюрпризов и всякого рода «забавных» неприятностей.
Если говорить на отвлеченном уровне, то данная пародия посвящена анализу «феномена макгаффина», то есть предмета всеобщего криминального вожделения, причем, в некоторых случаях прямо-таки аномального. В фильме никто не объясняет, чем так ценна статуэтка, но все подряд за ней охотятся. В итоге именно «чёрная птица» становится главным персонажем этой кинокартины, а Сэм Спейд – младший является всего лишь «приложением» к ней
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
Если же говорить о значимости фильма в целом для культуры, то он ознаменовал возвращение интереса к «классическому нуару». Именно на волне некоторого (хотя и не повального) успеха ленты возникает несколько «аналогичных» лент. Включая снискавшую немалую популярность у публики кинокартину 1976 года «Ужин с убийством»
Опять же снявший «ужин» режиссер Роджер Мур решил сделать своего рода «копию» «Чёрной птицы», только акцентируясь не на смыслах нуара, а на гэгах и внешних элементах пародии. В итоге на свет был явлен фильм «Дешёвый детектив» (1978). В целом неплохо. Хотя бы потому, что в этой американской комедии нет пресловутого «туалетного юмора», но всё-таки на наш взгляд, «Чёрная птица» получилась более удачной.