Найти тему
World history

Мнение француза о поездке из Петербурга в Москву в 1839 году.

Как известно Петр основал Петербург в 1703 году и чуть позднее перенес туда столицу. Тем не менее Москва оставалась крупным культурным и торговым центром страны и дорога между двумя крупнейшими городами никогда не пустовала, обеспечивая надежную связь. В 1770 году в своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищев увековечил эту дорогу, почти через 70 лет, в 1839 году по этому же пути проследовал французский дипломат, путешественник маркиз де Кюстин. После возвращения из России он написал свои воспоминания, которые на долгие годы стали учебником для иностранцев. В России же его труды были немедленно запрещены как "русофобские" так как либеральные взгляды де Кюстина были направлены против царя и деспотизма.

"Если неограниченная власть не более чем вымысел, который льстит самолюбию одного человека в ущерб достоинству целого народа - ее надо упразднить, если она существует на самом деле, но не приносит пользы то это слишком дорогое удовольствие" - пишет он про российскую власть.

Его воспоминания вообще содержат много интересных вещей, о которых есть смысл написать впоследствии, но вернемся к путешествию 3-7 августа 1839 года из Петербурга в Москву.

Окрестности Москвы (Братцево) (яндекс картинки)
Окрестности Москвы (Братцево) (яндекс картинки)

Итак 03.08. 1839 Де Кюстин выезжает из Петербурга и первая его остановка в Померании как он называет этот населенный пункт, сейчас деревня Померанье на расстоянии 18 лье (100 км от Петербурга). В принципе дорога достаточно неплоха, шире чем в Англии, но покрытие твердовато и езда жестковата, французу нравятся мосты с решетчатыми парапетами и императорскими гербами. Настроение ему портит отношение его егеря к упавшей и умирающей от солнечного удара лошади - он не оказал ей никакой помощи. Впрочем Де Кюстин заключает, что в России в защите от дурного отношения нуждаются люди, а не лошади и собаки как в Лондоне.

04.08.1839 - В этот день ударно пройдены 240 километров от Померанья до Едрово (существует и поныне), Де Кюстрин описывает окружающую природу как скучную - "пейзаж не отличается ни величием, ни мощью - он просто напросто невзрачен, редкие деревеньки не радуют, но лишь удручают взор, дома в них не что иное как лишь нагромождение бревен." В принципе и в 2020 участок дороги М 10 Едрово-Тосно не особо изменился.

Петербург при Николае I (яндекс картинки)
Петербург при Николае I (яндекс картинки)

05.08.1839 - Здесь за день проехали не так много - 140 километров и остановились в Торжке. Впечатления у француза опять не особо - Валдай ему совершенно не понравился - то что называют Валдайскими горами - цепь холмов таких же унылых как и торфяники Новгорода. Хотя сам Торжок ему нравится и он даже несколько восхищен им и называет этот город предвестником Москвы.

06.08.1839 - Пройдено 150 километров до Клина. У Де Кюстина ломается коляска, тут он называет русских и неаполитанцев лучшими кучерами, также он удивляется способности детей хорошо управляться с лошадьми. Позже, правда, он описывает грязные крестьянские лачуги, где все спят вперемешку и в грязи. "Русский народ кроток - но на это я отвечу - в этом нет никакой его заслуги - это лишь привычка повиноваться". Вместе с тем он с глубочайшим презрением пишет о российских дворянах, об их отвратительных вкусах и привычках. Ни о каком сходстве с европейцами не может идти и речи - хотя дворяне себя считают европейцами.

Ну и 07.08.1839 он успешно прибывает в Москву и поражен ею, купола, монастыри, дворцы и башни. Это первое явление моему взору столицы славянской империи которая блистает среди холодных пустынь христианского Востока невозможно забыть - пишет он.

В общем и целом поездка заняла у Де Кюстина 4 дня по маршруту Петербург-Померанье-Едрово-Клин-Москва - маршрут существующий и сегодня. Позже я опишу также другие впечатления француза о России в целом.

Спасибо за внимание!