Найти тему

Русские иконы стиля на дореволюционной открытке: Ольга Гзовская

Благодарим за интерес к публикации и будем рады вашим лайкам и комментариям!

«Мода создана для богатых, а бедные носят одежду».
Это спорное высказывание, смысл которого не потерял актуальности и сегодня, хотя и изменился, наиболее ярко проявлялось в прошлые века, когда красивая, со вкусом подобранная и созданная из качественных и дорогих материалов одежда была предметом роскоши, доступным лишь вельможам и богачам.

Но с течением времени, и особенно с началом эпохи индустриализации и урбанизации, когда всё больше людей становились горожанами и меняли уклад жизни, а в производство внедрялись технические новшества, мода начала становиться доступнее. Свой вклад в это внесло развитие разных форм досуга, доступных широким массам, и появление первых знаменистостей, не относившихся ни к аристократии, ни к богатым капиталистическим кругам.

Артисты, хотя актёрское ремесло и не пользовалось уважением в аристократическом обществе, получали признание у публики, восхищённой их талантом. Поклонники были счастливы заполучить какой-то предмет на память о своём кумире. И изобретение фотографии в начале XIX в., а затем и почтовой карточки в 1869 году сделало это возможным!

Ставшие популярными и успешными актрисы точно так же, как и аристократки, могли себе позволить одеваться у лучших модных мастеров. А для модных домов сотрудничество с актрисами становилось прекрасной рекламой, ведь в отличие от титулованных особ или представительниц капиталистической элиты, на служительниц мельпомены не распространялись такие жёсткие требования придворного или светского этикета. Напротив, актрисы постоянно находились на виду у публики и не боялись общественного внимания.

На рубеже XIX-XX вв. в мире и в Российской Империи особое распространение приобрела театральная открытка. С дореволюционного времени до нас дошла масса «почтовых карточек», выпущенных известными в Петербурге, Москве и других городах издательствами - «Шерер, Набгольц и Ко», «Издательство А. А. Горожанкина», «Собственное издательство К. Фишера» и др.

-2

Сегодня предлагаем вашему вниманию серию из четырёх открыток, на которой запечатлена русская и советская актриса Ольга Владимировна Гзовская, прославившаяся своими ролями на сцене Малого Театра и Московского Художественного Театра, а также появлениями в раннем кинематографе.

-3

Образ Гзовской на открытке соответствует модам первой половины 1900х годов - с популярным в ту пору корсетом S-образного силуэта, небольшим напуском на лифе, создающим дополнительный объём на груди, вышивкой на поясе, формирующей лёгкий «шнип» (заострённый край лифа), огромной шляпой с пышным перьевым декором.

-4

Но особое внимание привлекает манто на актрисе! Оно отсылает к одной из знаковых моделей, созданных французским кутюрье Полем Пуаре в 1901-1903 гг. Как вспоминал сам Пуаре, это манто «было тогда новинкой <...> в то время ничего подобного ещё не видели. Это было большое квадратное кимоно из чёрного сукна, окаймлённое чёрным атласом; рукава были широкими до самого низа и заканчивались обшлагами с вышивкой, наподобие рукавов китайских манто». Звёздным часом манто Révérend («Преподобный отец») стало начало 1905 года, когда сразу в двух авторитетных французских изданиях были опубликованы фотографии вариаций модели.

Манто Révérend на ретроспективной выставке работ Поля Пуаре в Музее Гальера (Париж).
Манто Révérend на ретроспективной выставке работ Поля Пуаре в Музее Гальера (Париж).
В Le Figaro-Modes от 15 февраля 1905 года была опубликована фотография актрисы Лили Лангтри в манто Révérend.
В Le Figaro-Modes от 15 февраля 1905 года была опубликована фотография актрисы Лили Лангтри в манто Révérend.

Несмотря на то, что перед нами вне всякого сомнения кадры одной фотосъёмки, все эти открытки были выпущены не как одна серия одним издательством, а разными - издательством Горожанкина и издательством Фишера. Отличается и техника печати: две изготовлены методом фототипии, ещё две - серебряно-желатиновые отпечатки.

Представленные открытки хранятся в коллекции подлинников Виртуального музея Н. Ламановой NLamanova.ru и являются одной из её жемчужин, поскольку представляют филокартическую редкость и, будучи приобретёнными в разных местах, позволяют полностью воссоздать и проанализировать образ актрисы к съёмке.

Текст: Вера Радвила, основатель сети культурно-просветительских проектов Lamanova.online и куратор виртуального музея NLamanova.ru.

Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и ДПИ в России?

Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:

NLamanova.ru

Vk.com/nplamanova

Ok.ru/group/53716297384094

Facebook.com/n.p.lamanova *

Instagram.com/nplamanova *

*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta