Благодарим за интерес к публикации и будем рады вашим лайкам и комментариям!
«Мода создана для богатых, а бедные носят одежду».
Это спорное высказывание, смысл которого не потерял актуальности и сегодня, хотя и изменился, наиболее ярко проявлялось в прошлые века, когда красивая, со вкусом подобранная и созданная из качественных и дорогих материалов одежда была предметом роскоши, доступным лишь вельможам и богачам.
Но с течением времени, и особенно с началом эпохи индустриализации и урбанизации, когда всё больше людей становились горожанами и меняли уклад жизни, а в производство внедрялись технические новшества, мода начала становиться доступнее. Свой вклад в это внесло развитие разных форм досуга, доступных широким массам, и появление первых знаменистостей, не относившихся ни к аристократии, ни к богатым капиталистическим кругам.
Артисты, хотя актёрское ремесло и не пользовалось уважением в аристократическом обществе, получали признание у публики, восхищённой их талантом. Поклонники были счастливы заполучить какой-то предмет на память о своём кумире. И изобретение фотографии в начале XIX в., а затем и почтовой карточки в 1869 году сделало это возможным!
Ставшие популярными и успешными актрисы точно так же, как и аристократки, могли себе позволить одеваться у лучших модных мастеров. А для модных домов сотрудничество с актрисами становилось прекрасной рекламой, ведь в отличие от титулованных особ или представительниц капиталистической элиты, на служительниц мельпомены не распространялись такие жёсткие требования придворного или светского этикета. Напротив, актрисы постоянно находились на виду у публики и не боялись общественного внимания.
На рубеже XIX-XX вв. в мире и в Российской Империи особое распространение приобрела театральная открытка. С дореволюционного времени до нас дошла масса «почтовых карточек», выпущенных известными в Петербурге, Москве и других городах издательствами - «Шерер, Набгольц и Ко», «Издательство А. А. Горожанкина», «Собственное издательство К. Фишера» и др.
Сегодня предлагаем вашему вниманию серию из четырёх открыток, на которой запечатлена русская и советская актриса Ольга Владимировна Гзовская, прославившаяся своими ролями на сцене Малого Театра и Московского Художественного Театра, а также появлениями в раннем кинематографе.
Образ Гзовской на открытке соответствует модам первой половины 1900х годов - с популярным в ту пору корсетом S-образного силуэта, небольшим напуском на лифе, создающим дополнительный объём на груди, вышивкой на поясе, формирующей лёгкий «шнип» (заострённый край лифа), огромной шляпой с пышным перьевым декором.
Но особое внимание привлекает манто на актрисе! Оно отсылает к одной из знаковых моделей, созданных французским кутюрье Полем Пуаре в 1901-1903 гг. Как вспоминал сам Пуаре, это манто «было тогда новинкой <...> в то время ничего подобного ещё не видели. Это было большое квадратное кимоно из чёрного сукна, окаймлённое чёрным атласом; рукава были широкими до самого низа и заканчивались обшлагами с вышивкой, наподобие рукавов китайских манто». Звёздным часом манто Révérend («Преподобный отец») стало начало 1905 года, когда сразу в двух авторитетных французских изданиях были опубликованы фотографии вариаций модели.
Несмотря на то, что перед нами вне всякого сомнения кадры одной фотосъёмки, все эти открытки были выпущены не как одна серия одним издательством, а разными - издательством Горожанкина и издательством Фишера. Отличается и техника печати: две изготовлены методом фототипии, ещё две - серебряно-желатиновые отпечатки.
Представленные открытки хранятся в коллекции подлинников Виртуального музея Н. Ламановой NLamanova.ru и являются одной из её жемчужин, поскольку представляют филокартическую редкость и, будучи приобретёнными в разных местах, позволяют полностью воссоздать и проанализировать образ актрисы к съёмке.
Текст: Вера Радвила, основатель сети культурно-просветительских проектов Lamanova.online и куратор виртуального музея NLamanova.ru.
Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и ДПИ в России?
Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:
*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta