Найти тему

Кто вам ближе - ребенок, супруг или брат/сестра? Непривычный взгляд древних греков на родство

Самой родной кровинушкой принято считать ребёнка. И это дополнительно усугубляется тем, что усилий на воспитание и обеспечение ребёнка от родителей требуется все больше и больше. Да, даже забеременеть в современном мире бывает проблемой, поэтому вполне логично и естественно, что детоцентризм процветает.

При этом психологи поучают, что дети только гости в нашем доме. Нужно помнить, что они подрастут и их придётся отпустить, поэтому психологи упорно напоминают, что самым близким человеком должен быть муж/жена и необходимо вкладывать усилия, чтобы построить со второй половинкой отношения на всю жизнь.

Исходя из всего этого, довольно необычно читать строки из «Антигоны» Софокла, где главная героиня обьясняет почему брат для неё самый близкий человек. Антигона рискнула жизнью, ослушавшись приказа государя оставить тело своего брата лежать под стенам Фив на растерзание зверей, лишенный погребения он не смог бы попасть в Царство теней. Она считала свой долг перед братом священной обязанностью. Антигона рассуждает так, что ради супруга и детей она бы не нарушила закона государства, поскольку могла бы найти себе другого мужа или родить другого ребёнка. Но закон кровного родства выше законов государства, поскольку другого брата она найти не сможет, так как родители ее уже умерли.

«Да, будь детей я матерью – вдовою Убитого супруга – я б за них Не преступила государства воли; Вам ведом крови родственной закон? Ведь мужа и другого бы нашла я, И сына возместила бы утрату, Будь и вдовой я, от другого мужа. Но раз в аду отец и мать мои — Другого брата не найти мне боле. Таков закон. Ему в угоду честью Тебя великою почтила я. Тень братняя! Виной зовет Креонт Поступок мой и дерзкою отвагой.»

Из этого также следует, что самыми близкими людьми для древних греков должны являться родители и в первую очередь мать, которая породила.

-2

В этой связи интересен миф об Оресте, как переход от матриархата к патриархату. Орест совершил самое страшное преступление в мире древних греков. Он убил собственную мать Клитемнестру. Любопытно, что он мстил матери за убийство отца Агамемнона. И эту месть защищал и даже требовал бог Аполлон, тем самым утверждая, что отец важнее матери.

После убийства Клитемнестры за Орестом гнались Эринии, жаждущие мучить Ореста за преступление против кровного родства. В трагедии Эсхила «Эвминиды» разыгрывается целое судебное заседание, в ходе которого Аполлон выступает защитником Ореста перед Эриниями. Где Эринии объясняют кровное родство, согласно которому убийство мужа не считается столь же страшным преступлением как убийство матери.

Аполлон В чем ваша служба состоит? Похвастайтесь!
Предводительница хора Гнать от людских домов убийцу матери.
Аполлон А если мужа убивает женщина? Предводительница хора Не кровное родство – вина не кровная.
Аполлон
Аполлон

Аполлон, чтобы доказать превосходство отца над матерью, делает довольно смелое заявление - родит не мать, а отец.

Отвечу и на это. И поверь – я прав. Дитя родит отнюдь не та, что матерью Зовется. Нет, ей лишь вскормить посев дано. Родит отец. А мать, как дар от гостя, плод Хранит, когда вреда не причинит ей бог.

Судьей в этом споре выступает Афина, которую согласно легенде родил Зевс, она вышла из его расколотой топором головы (правда, предварительно он проглотил ее беременную мать). Афина выступает в этом споре за власть мужчин и упрочивает патриархат.

«Отцова дочь я, и отцу я предана. И потому жалеть не стану женщину, Убившую супруга. В доме муж глава.»

Любите древнегреческие мифы?

См. еще #мякиш_обсуждалки #мякиш_античная литература

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️