Я решил составить список фильмов, режиссера, у которого, на мой взгляд, идеальная фильмография, и невозможно составить топ от лучшего к худшему, максимум, что я могу сделать, это поставить первым тот, который я пересматриваю чаще остальных, и последним — который реже, соответственно. Итак, встречайте.
Патерсон (2016)
Любимейший фильм, который можно смотреть бесконечное число раз и это удивительно, ведь фильм на самом деле ни о чем конкретном не говорит, нет цели у героя, нет строгого сюжета, но фильм полон настоящей повседневной жизни. Потрясающий Адам Драйвер проявил здесь чудеса актерской игры, потому что его герой фактически живет в своих мыслях и размышлениях. До сих пор считаю этот фильм наивысшим достижением Джармуша в кино, благодаря тому, как это просто и, одновременно, всеобъемлюще.
Выживут только любовники (2013)
Этот фильм я люблю за то, что в нём всё пропитано любовью к музыке и ночным улицам. У Джармуша очень часто встречается образ пустого ночного города и каких-то отрешенных персонажей оказавшихся в нем. Но здесь они ещё и вампиры! А играют их два прекрасных актера — Тильда Суинтон и Том Хиддлстон. Что мне нравится здесь, это то как вскользь затрагиваются глобальные темы вечной жизни, но без того пафоса, и вообще происходит всё то, что происходило бы у героев в реальной жизни.
Мертвые не умирают (2019)
В этом фильме всё немного странно. Его интересно смотреть, но когда пытаешься сложить историю воедино, то получается, что каждый житель маленького городка это отдельная сюжетная линия, из которых развитие получает одна-две, а остальные случайным образом заканчиваются. Это интересный способ показать нападение зомби. Кстати, это не серьеное кино, это нечто вроде пародии на фильмы про зомби. А два замечательных актера на главной роли точно также вытаскивают фильм на совершенно другой уровень. Адам Драйвер и Билл Мюррей оказывается очень удачный тандем.
Более странно, чем в раю (1984)
Данный фильм является вторым полнометражным фильмом Джармуша, и, пожалуй, является самым аутентичным для раннего стиля режиссера. Чем привлекателен этот фильм? Джармуш никогда никуда не торопится, и этот фильм постепенно погружает нас в историю эмигрантов в Америке. Джармуш говорит о стремлении главного героя порвать связи со своей родиной ради того, чтобы окончательно ассимилироваться в стране его мечты. Визуально это абсолютно крутое независимое кино, снятое трясущейся камерой, которое поддерживает идею неопределившегося, зависшего в вакууме героя, который стремится доказать себе свою принадлежность к этой идее и американской мечте.
Отпуск без конца (1980)
Первый полнометражный фильм в карьере Джармуша. Возможно не каждый выдержит просмотр, поскольку фильм о том, как главный герой ходит среди руин домов Нью-Йорка, именно тех районов, которые в 70-ых были самым жутким местом, где процветали все виды преступлений и целыми кварталами в пожарах горели дома. Герой блуждает и представляет, что всё это результат внешней войны, постепенно, от общего к частному, проступают его личные переживания.
Пределы контроля (2008)
Возможно более трудный для просмотра фильм, чем «Отпуск без конца». Его не могли вытерпеть даже профессиональные критики. Признаюсь, я тоже пару раз делал паузу. Но по общему ощущению, которое позже подтвердилось, данный фильм стоит того, чтобы хоть раз его посмотреть. Это будет как минимум путешествие внутрь себя, поскольку мысли, которые транслируют герои, никакого связного сюжета (на первый взгляд, я не разбирался глубоко) не состалвяют, но я уверен, что это способствует тому, что зритель отталкиваясь от этих мыслей, начинает уходить в себя. Так вышло, что я намного позже посмотрел фильм «Профессия: репортер» Антониони, и поймал себя на мысли, что очень похоже будто Джармуш вдохновлялся этим фильмом, создавая «Пределы контроля». Этот фильм по сути испытывает пределы контроля зрителя.
Сломанные цветы (2005)
Отличный фильм с непревзойденным Биллом Мюрреем в главной роли. Внезапно, очень даже сюжетный. Главный герой, переживающий кризис в жизни, получает письмо от одной из возлюбленных. Проблема в том, что этих возлюбленных было у героя... В общем, придется отправиться в путешествие и проверить каждую. Для меня Билл Мюррей это актер, у которого не просто харизма, но огромный природный дар очень тонкого комика, даже в драме ты смотришь и удивляешься, насколько он делает своего персонажа живым и трагикомичным. В общем, если вы фанат Билла Мюррея, посмотрите, не разочаруетесь.
Кофе и сигареты (2003)
У этого фильма был длинный путь. Сначала он вышел в виде короткометражки, в которой можно было увидеть набор новелл. Каждая новелла была неким застольным разговором совершенно разных людей в совершенно разных местах. Неизменным было только два атрибута: кофе и сигареты. Дальше Джармуш снял вторую часть, тоже не очень продолжительную, а потом и третью. В итоге, это всё соединилось в полный метр, который не растерял концепцию первого короткого метра, а в роли собеседников сплошь и рядом встречаются известнейшие актеры.
Мертвец (1995)
Данную работу Джармуша совместно с Джонни Деппом очень любят видеэссеисты разбирать на предмет скрытых смыслов. Картина действительно крайне загадочная. Это медитативный, я бы сказал шаманский, вестерн. В нем можно, буквально, увидеть движение человека в мир мертвых, при этом, никто так достоверно и не знает, является этот фильм иносказанием, или это просто атмосфера таинственности пробуждает искать в нем скрытые смыслы. Но смотреть данное кино, без сомнений, стоит.
Ночь на Земле (1991)
Этот фильм я увидел раньше, чем узнал кто такой Джим Джармуш. Его концепция предельно проста. Он показал несколько новелл, действие которых происходит независимо друг от друга в разных точках мира за одно и ту же ночь. Общее здесь только то, что главные герои каждой новеллы — водители такси. Из их ночной смены и собирается определенный сюжет, вернее, сюжет это больше история клиента, которого они подвозят.
Таинственный поезд (1989)
Данный фильм очень часто теряется в фильмографии режиссера, но в нем всё максимально пропитано стилем Джармуша. Этот фильм можно назвать неким переходом от той ручной трясущейся камеры к полноценному киношному кадру, в которой уже будет видна твердая рука художника. Но пока этот фильм на любителя, и я оказался одним из них. В нём и излюбленная ночь в опустевшем городе и тема музыки, и одиночества двоем.
Вне закона (1986) и Пёс призрак: путь самурая (1999)
Не могу назвать следующие два фильма моими любимыми, но как культурные пласты, они имеют очень большой вес в кино. В этом можно убедиться, наблюдая отсылки и реверансы в сторону этих фильмов от других режиисеров. «Пёс призрак» мне показался слишком голливудским, и даже если это был намеренный ход, меня это оттолкнуло. А «Вне закона» содержит в себе всё, за что я люблю Джармуша, но при этом, всё это есть и в других, более привлекательных для меня фильмах, собственно, это все кроме этих двух. Я предполагаю такое, что через время пересмотрев, я поменяю свое мнение, потому что плохими эти фильмы назвать точно нельзя.
Это вышло действительно длинно. Но спасибо, что вы дочитали до конца, это очень ценно для меня, значит я чем-то смог вас заинтересовать.
Подписывайтесь на этот канал, увидимся.