Говорить приятные вещи и хвалить сотрудников или коллег всегда легко и приятно. Однако, позитивные отзывы приходится раздавать не всегда и не всем...
Сегодня хочу поговорить об отрицательной обратной связи и о нескольких приёмах, которые помогут сделать неприятный, на первый взгляд, разговор об ошибках или нежелательном поведении намного более эффективным и доброжелательным с вашей стороны.
Правило 1. Спросите разрешения
Всякий раз, когда собираетесь указать собеседнику на его ошибки, спросите, готов ли он выслушать вас.
В большинстве случаев достаточно поинтересоваться, готов ли человек услышать ваш комментарий о произошедшем. Только когда собеседник скажет, что готов получить обратную связь, приступайте к рассказе о своей реакции на его действия.
Правило 2. Выберите время
Для негативной обратной связи крайне важно подобрать удачный момент.
Помните о том, что полученная утром информация может целый день терзать человека и не давать ему сконцентрироваться на поставленных задачах.
Вполне возможно, что лучше говорить о промахах в конце дня, чтобы собеседник мог спокойно обдумать всё дома, а не в разгар рабочего дня.
Правило 3. Говорите наедине
Позаботьтесь о том, чтобы никто третий не услышал ваш негативный комментарий. Подобное происшествие может глубоко смутить человека, поведение которого вы хотите скорректировать.
Публично высказанное замечание усиливается и может быть воспринято в штыки, а не принято к сведению. Нужен ли вам конфликт вместо сотрудничества?
Правило 4. Не забудьте похвалить
В противовес неодобрительным замечаниям обязательно нужно отметить, что вашему партнёру или коллеге удаётся хорошо.
Не скупитесь на похвалу! На каждый негативный комментарий должно быть высказано хотя бы два позитивных. Только в этом случае баланс между ними будет соблюдён, и собеседник не почувствует себя несправедливо униженным и обвинённым впустую.
Правило 5. Избегайте обобщающих фраз
Не употребляйте абсолютных величин вроде "всегда", "никогда" или "постоянно". Фраза "ты всегда опаздываешь" не является конструктивной критикой и, скорее всего, вызовет лишь гнев в ответ.
Между тем, если сказать: "на прошлой неделе ты пришёл с опозданием трижды, другим сотрудникам не очень нравится ждать твоего появления", слова не прозвучат обидно. В таком случае ваш собеседник настроится на спокойное восприятие критики и с большей вероятностью исправит своё поведение в будущем.
Правило 6. Не давайте советов
Постарайтесь избежать явных указаний на то, как следовало бы поступить другому человеку. Не давайте советов.
Отметьте, что вы можете ошибаться и быть не правы. Попробуйте разобраться в ситуации вместе с собеседником, обсудить с ним возможные пути решения. Если человек почувствует, что окончательный выбор за ним, ему проще будет согласиться двигаться в сторону предлагаемых вами улучшений.
Всем желаю конструктивной обратной связи и эффективных переговоров!