Название города Баку происходит от персидского باد كوبه - bād kubeh, «удар ветра». Во время нашего новогоднего визита никаких ураганов не было. Повезло...
Бакинские заметки начну не с Исторического Центра, а с окраины.
Примерно в 6 км от Девичьей Башни, на месте машиностроительного завода имени Лейтенанта Шмидта (позднее имени Саттархана) в 2007 году началось строительство здания необыкновенной красоты — Центра Гейдара Алиева (Heydər Əliyev Mərkəzi).
За сухими цифрами (площадь территории — 16 га, полезная площадь — 101, 80 м2, самая высокая точка — 74 м) скрывается уникальный инженерный проект, архитектурный шедевр.
Совершенно не важно, какие технологии использовали строители, глядя на белоснежные стены и плавные линии, видишь только гений незабвенной Захи Хадид.
Сама Хадид считала, что отправной точкой интереса к ее творчеству послужило строительство музея Гуггенхайма в Бильбао по проекту яркого представителя деконструктивизма Фрэнка Гери.
По мне, по сравнению с Центром Гейдара Алиева, музей Гуггенхайма сильно проигрывает. Прошу прощения! Это мое личное визуальное восприятие.
Участок, выделенный под строительство, имел сложный рельеф. Заха Хадид решила не выравнивать площадку, создав сложные пространственные связки, которые выглядят простыми и гармоничными. Реализуя аксиому Антонио Гауди, утверждающего, что в природе не существует прямых линий, их полностью исключили.
"Текучесть форм исторически была присуща исламской архитектуре. Многочисленные сетки или последовательности столбцов здесь текут в бесконечность, как деревья в лесу, создавая иерархическое пространство. Непрерывные каллиграфические и орнаментальные узоры перетекают от ковров на стены, со стен на потолки, с потолков на купола, устанавливая бесшовные взаимосвязи и размывая различия между архитектурными элементами и окружающее средой. Мы намеревались придать этому историческому пониманию архитектуры новый импульс и создать новую идентичность, основанную на традиции" - рассказала Заха Хадид.
Культурный Центр Гейдара Алиева был торжественно открыт 10 мая 2012 года.
В 2014 году здание признали лучшим в мире, удостоили премии Design of the Year.
Это символ Баку. Предмет гордости азербайджанцев и восхищения всех гостей республики.
Что же там внутри? Так же прекрасно, как и снаружи: простор, свет, чистейший белый цвет, воздух, солнце, плавные изгибы.
Гигантское пространство условно разделено на 3 части: 3-х этажный Музей Гейдара Алиева; 9 этажей с выставочными галереями, кафе, офисами; 4 уровня с концертными и конференц залами, мидиацентрами.
Музей Гейдара Алиева с помощью фото-видио-аудио материалов и оригинальных бытовых предметов рассказывает о жизненном пути Национального Лидера Азербайджана.
На первом этаже поселились его служебные автомобили.
Остальные залы и галереи Центра отданы постоянным и передвижным выставкам. Самая представительная экспозиция — «Жемчужины Азербайджана»: артефакты, предметы быта, народного творчества с глубокой древности до наших дней.
Много всевозможных интерактивных штучек. Например, можно самостоятельно «поиграть» на национальных музыкальных инструментах.
«Мини-Азербайджан» позволяет увидеть все лучшие достопримечательности страны в миниатюре.
Настоящее эстетическое удовольствие доставили «Куклы в искусстве»!
Согласитесь, куклы входят в нашу жизнь чуть ли не сразу после рождения и присутствуют рядом постоянно. Даже, если мы не обращаем на них внимания.
Правильно сказал Пелевин в «Диалектике Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»: «Куклы не умирают. В них просто перестают играть». Но они остаются безмолвными свидетелями нашей жизни.
Бывают: любимчики, фетиши, обереги, талисманы, хранители секретов, просто друзья.
Со мной во все путешествия отправляется песик «Парнишка», купленный на Майорке в 1996 году. Просто не представляю, как можно уехать без него?
В течение 10-ти лет Фонд Гейдара Алиева под руководством Мехрибан Алиевой собирал удивительную коллекцию, в которой сейчас 230 кукол и кукольных композиций из Азербайджана, России, Италии, Германии, Чехии, Эстонии, Франции, Израиля, Японии, Индонезии, Австралии и др.
Почти все экспонаты существуют в единственных экземплярах. Их создатели самые знаменитые кукольники, победители международных фестивалей и биеннале.
В списке авторов — Елена Михайлова, Александр Кукинов, Мария Росси, Андрей Дроздов, Мартинс Спрогис.
Центральное место занимают творения азербайджанских мастеров Эльмиры Аббаслы и Шамиля Аскерова.
Куколки выполнены с большой любовью и вниманием к деталям, в каждой чувствуется частичка души ее создателя.
Персонажи со своим характером, некоторые и вовсе выглядят живыми.
Если Вы решили посетить Баку, обязательно запланируйте время на посещение Культурного Центра Гейдара Алиева. Не ограничивайтесь «внешним осмотром».
Нетленное творение Захи Хадид внутри такое же интересное, как и снаружи.
В Баку говорят, что в основу внешнего облика Центра положена подпись Гейдара Алиева, скорее всего — это городская легенда.