Найти тему
__your__way__

Азербайджан. Баку. «Я не думаю, что можно научить архитектуре. Можно только вдохновить людей». Заха Хадид

Название города Баку происходит от персидского باد كوبه - bād kubeh, «удар ветра». Во время нашего новогоднего визита никаких ураганов не было. Повезло...

Бакинские заметки начну не с Исторического Центра, а с окраины.

Примерно в 6 км от Девичьей Башни, на месте машиностроительного завода имени Лейтенанта Шмидта (позднее имени Саттархана) в 2007 году началось строительство здания необыкновенной красоты — Центра Гейдара Алиева (Heydər Əliyev Mərkəzi).

-2

За сухими цифрами (площадь территории — 16 га, полезная площадь — 101, 80 м2, самая высокая точка — 74 м) скрывается уникальный инженерный проект, архитектурный шедевр.

Совершенно не важно, какие технологии использовали строители, глядя на белоснежные стены и плавные линии, видишь только гений незабвенной Захи Хадид.

-3

Сама Хадид считала, что отправной точкой интереса к ее творчеству послужило строительство музея Гуггенхайма в Бильбао по проекту яркого представителя деконструктивизма Фрэнка Гери.

По мне, по сравнению с Центром Гейдара Алиева, музей Гуггенхайма сильно проигрывает. Прошу прощения! Это мое личное визуальное восприятие.

-4

Участок, выделенный под строительство, имел сложный рельеф. Заха Хадид решила не выравнивать площадку, создав сложные пространственные связки, которые выглядят простыми и гармоничными. Реализуя аксиому Антонио Гауди, утверждающего, что в природе не существует прямых линий, их полностью исключили.

-5

"Текучесть форм исторически была присуща исламской архитектуре. Многочисленные сетки или последовательности столбцов здесь текут в бесконечность, как деревья в лесу, создавая иерархическое пространство. Непрерывные каллиграфические и орнаментальные узоры перетекают от ковров на стены, со стен на потолки, с потолков на купола, устанавливая бесшовные взаимосвязи и размывая различия между архитектурными элементами и окружающее средой. Мы намеревались придать этому историческому пониманию архитектуры новый импульс и создать новую идентичность, основанную на традиции" - рассказала Заха Хадид.

-6

Культурный Центр Гейдара Алиева был торжественно открыт 10 мая 2012 года.

В 2014 году здание признали лучшим в мире, удостоили премии Design of the Year.

Это символ Баку. Предмет гордости азербайджанцев и восхищения всех гостей республики.

Что же там внутри? Так же прекрасно, как и снаружи: простор, свет, чистейший белый цвет, воздух, солнце, плавные изгибы.

-7

Гигантское пространство условно разделено на 3 части: 3-х этажный Музей Гейдара Алиева; 9 этажей с выставочными галереями, кафе, офисами; 4 уровня с концертными и конференц залами, мидиацентрами.

-8

Музей Гейдара Алиева с помощью фото-видио-аудио материалов и оригинальных бытовых предметов рассказывает о жизненном пути Национального Лидера Азербайджана.

-9

На первом этаже поселились его служебные автомобили.

-10

Остальные залы и галереи Центра отданы постоянным и передвижным выставкам. Самая представительная экспозиция — «Жемчужины Азербайджана»: артефакты, предметы быта, народного творчества с глубокой древности до наших дней.

-11

Много всевозможных интерактивных штучек. Например, можно самостоятельно «поиграть» на национальных музыкальных инструментах.

«Мини-Азербайджан» позволяет увидеть все лучшие достопримечательности страны в миниатюре.

-12

Настоящее эстетическое удовольствие доставили «Куклы в искусстве»!

-13

Согласитесь, куклы входят в нашу жизнь чуть ли не сразу после рождения и присутствуют рядом постоянно. Даже, если мы не обращаем на них внимания.

Правильно сказал Пелевин в «Диалектике Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»: «Куклы не умирают. В них просто перестают играть». Но они остаются безмолвными свидетелями нашей жизни.

-14

Бывают: любимчики, фетиши, обереги, талисманы, хранители секретов, просто друзья.

-15

Со мной во все путешествия отправляется песик «Парнишка», купленный на Майорке в 1996 году. Просто не представляю, как можно уехать без него?

В течение 10-ти лет Фонд Гейдара Алиева под руководством Мехрибан Алиевой собирал удивительную коллекцию, в которой сейчас 230 кукол и кукольных композиций из Азербайджана, России, Италии, Германии, Чехии, Эстонии, Франции, Израиля, Японии, Индонезии, Австралии и др.

-16

Почти все экспонаты существуют в единственных экземплярах. Их создатели самые знаменитые кукольники, победители международных фестивалей и биеннале.

-17

В списке авторов — Елена Михайлова, Александр Кукинов, Мария Росси, Андрей Дроздов, Мартинс Спрогис.

Центральное место занимают творения азербайджанских мастеров Эльмиры Аббаслы и Шамиля Аскерова.

-18

Куколки выполнены с большой любовью и вниманием к деталям, в каждой чувствуется частичка души ее создателя.

-19

Персонажи со своим характером, некоторые и вовсе выглядят живыми.

-20

Если Вы решили посетить Баку, обязательно запланируйте время на посещение Культурного Центра Гейдара Алиева. Не ограничивайтесь «внешним осмотром».

Нетленное творение Захи Хадид внутри такое же интересное, как и снаружи.

-21

В Баку говорят, что в основу внешнего облика Центра положена подпись Гейдара Алиева, скорее всего — это городская легенда.