При переходе на семейное обучение наши ожидания не оправдались. Мы рассчитывали, что весь процесс обучения настроится сам собой, что каждый будет заниматься своим делом и не мешать другому. Но оказывается, семейное обучение имеет свои сложности. В школе дети всегда находятся в тонусе, благодаря соответствующей атмосфере. Учеба же дома очень расслабляет: хочется попозже встать, подольше походить в пижаме, прилипнуть к мобильным приложениям. Выяснилось, что дети не могут сами себя организовать, поставить себе задачи и решать их. Да и мне не была понятна миссия семейного обучения, в общих чертах вроде бы всё понятно, но вот конкретики не было. Что я хочу получить на выходе, каких результатов мы хотим добиться, обучаясь дома? Я поняла, когда трое детей дома, двое из которых на семейном обучении, без стратегии и плана не обойтись!
Первое, что мы сделали, это определили роли. Во время обучения я сдаю позиции мамы и беру на себя полномочия наставника, который не преподаёт определённые предметы, не навязывает свою точку зрения, а наблюдает за ребёнком и помогает ему сделать выбор и найти свой путь. В принципе, для этого и была выбрана семейная форма обучения. Подход к обучению необходимо было менять, нельзя перенести привычки ХХ века в ХХI без изменений. Самое драгоценное, что есть у наших детей – это время. В школе время затрачивалось на энциклопедические знания, которых предостаточно на просторах интернета. Мир изменился, а образование осталось прежним. Детей уже нельзя мотивировать словом «надо».
Мы стали применять различные технологии тайм-менеджмента. В помощь нам пришла книга Марианны Лукашенко «Тайм менеджмент для детей. В книге много приёмов, с помощью которых ребенок может организовать своё время и стать более успешным и эффективным.
Так как вся семья дома, для нас стало спасением применение правила красного флажка. Когда ребёнок занимается, на двери он вывешивает красную табличку, сигнализируя, что сейчас занят и его нельзя отвлекать и беспокоить .
Нами была выбрана аттестация с применением дистанционных технологий, что позволило выбрать погружённый процесс обучения. То есть выбираем предмет и занимаемся им вплоть до сдачи аттестации. Мы не изучаем все дисциплины одновременно, а погружаемся в одну и пропитываемся ей от начала до конца.
Конечно же, каждый день у нас присутствуют регулярные занятия, такие как чтение и письмо, физическая нагрузка, изучение иностранных языков и языков программирования.
У каждого ребёнка отведено и записано в планировщике время для занятий по дополнительному образованию. Это помогает выстроить время для занятий основными и дополнительными предметами без временных накладок.
Учебный год мы разделили на фазы в соответствии с тематическим планом по каждому классу отдельно. Во всех месяцах года определены даты аттестации, а также включены каникулы.
Для обучения мы не используем учебной литературы, кроме произведений по литературному чтению. Весь процесс проходит с использованием образовательных сайтов, таких как РЭШ (Российская электронная школа).
Конечно, немаловажным моментом является промежуточный и конечный контроль, как ребенок усваивает материал. Для этого мы используем различные тренажёры, измерительные материалы в соответствии с ФГОС.
Во время обучения хочется детей мотивировать и поддерживать их настроение. Мы придумали, что за каждый успешно сданный предмет ребенок зарабатывает солнце. Каждые три солнца можно обменять на поощрения в денежном эквиваленте.
На семейном обучении времени на основные дисциплины затрачивается меньше, что позволяет уделять внимание дополнительным наукам и дисциплинам, которые не менее важны в жизни. У нас это финансовая грамотность, ораторское искусство, обучение лидерским и предпринимательским навыкам. Также мы делаем упор на тех предметах, которые необходимы для сдачи экзаменов в 9 и 11 классах.
Да, семейное образование – это не просто. Это большая ответственность. Но я верю, что результат плодотворного труда превзойдёт все ожидания!
Автор: Анна Аникина, главный бухгалтер, педагог-психолог, лингвист, трое детей, двое на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другую статью автора
Уход из школы: как реагируют работники образования и что с этим делать. Наш опыт
Подписывайтесь на канал. Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.
Спасибо за ваши "Спасибо".