Рубеж XIX-XX веков в России ознаменовался всплеском глубокого интереса к собственной истории, традициям, поискам национальной самоидентичности и своего «пути» - не только в политическом, социальном развитии, но и культуре, искусстве. Коснулся этот интерес к старорусским традициям и одежды и быта! Бурно развивалось коллекционирование, открывались музеи русской старины... Одним из них был "Музей старины" Натальи Леонидовны Шабельской.
Сложившийся в России во второй половине XIX века глубокий интерес общества к русским традициям предопределил более серьёзное их изучение. В Российской Империи появились собиратели предметов русской старины, исследователи-этнографы, которые изучали фольклор, орнаменталистику, декоративно-прикладное искусство, особенности одежд по губерниям. В основном исследовательский интерес сосредотачивался вокруг крестьянского населения России, которое не попало под реформы Петра I в области костюма и продолжало носить народный костюм.
Страстный любитель старины, прекрасный знаток искусства, представитель известной в России семьи предпринимателей и меценатов, Сергей Тимофеевич Морозов выкупил коллекцию изделий ремесленников Московской и других губерний Центральной России, представленную на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года, и основал в Москве Кустарный музей. Памятники русской старины коллекционировал великий князь Сергей Александрович. Купцы Бурышкины в своём доме в Антипьевском переулке в Москве, завещанном городу, хотели устроить музей Старой Москвы. Не меньший интерес к русской старине, к предметам народного декоративно-прикладного искусства проявляли художники. Особенно хочется выделить здесь Константина Егоровича Маковского и Ивана Яковлевича Билибина. Оба художника известны тем, что создали ряд произведений, в которых запечатлели традиционную народную культуру, но очень немногим известно, что они также были и собирателями пердметов русской старины и декоратвино-прикладного искусства, русского костюма.
Но наибольшую славу снискала коллекция Натальи Леонидовны Шабельской, собирательницы предметов русской старины, в которой особое место отведено старинному русскому костюму.
В 1903 году, когда последняя русская императрица Александра Фёдоровна объявила о проведении костюмированного русского бала, куда все гости должны были явиться в дореформенном русском платье, огромный поток приглашённых, озадаченных выбором "дизайна" костюма, хлынул в Москву, в «Музей старины», открытый Шабельской в собственном особняке на углу Садовой и Бронной улиц.
Владимир Иванович Звегинцов, служащий государственной канцелярии и один из участников бала, писал в мемуарах:
«Приглашенные занялись поисками семейных портретов, начали посещать картинные галереи и рассматривать старинные гравюры. Усердно изучались исторические труды... Некоторые из приглашенных специально отправлялись в Москву, чтобы посетить выставку Шабельской, посвященную костюмам, украшениям и тканям в России до XVII века. На протяжении нескольких недель, предшествовавших балу, залы этой знаменитой коллекции приняли больше посетителей, чем в любой другой период».
Шабельская собирала старинные русские костюмы - крестьянские, купеческие, городские, старообрядческие - всех губерний России. Отдельной гордостью коллекции были русские женские головные уборы.
Но только коллекционированием и изучением дело не ограничилось. И тут нам впору восхититься прогрессивностью и дальновидностью коллекционера и помогавших ей в деле изучения костюма её дочерей – Натальи и Варвары. Они задумали делать фотографии, составляя из собранных предметов костюма образы, а в качестве моделей нередко выступали сами.
Обе дочери Шабельской пошли по стопам матери и посвятили себя изучению исторических тканей и народных вышивок. Созданная ими уникальная коллекция фотоснимков костюмов из собрания Шабельской в 20-е годы XX века оказалась разрознена: обе сестры эмигрировали во Францию, куда и забрали небольшую часть фотографий. Однако значительная часть (85 единиц) осталась в России и ныне хранится фотоархиве Российского этнографического музея.
Было бы любопытным, конечно, увидеть, как эти фотографии выглядели, будь они сделаны в цвете. И, к счастью, такая возможность у нас есть: в 1912 году Лондонское издательство "The Studio" выпустило книгу "Peasant art in Russia", посвященную народному декоративном-прикладному искусству России, в которой 4 снимка были опубликованы раскрашенными.
Текст: Вера Радвила, основатель сети культурно-просветительских проектов Lamanova.online и куратор виртуального музея NLamanova.ru.
Использованы материалы публикации Карины Соловьевой "Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея".
Хотите узнать больше об истории и совремнности костюма и ДПИ в России?
Подписывайтесь на наш канал, а также следите за нашими обновлениями на:
*Facebook и Instagram принадлежат запрещённой в России компании Meta