У меня опять, как в «Анне Карениной».
Все пришли в оперу послушать Патти – то есть узнать, почему Навального решили двинуть в Нобелевские лауреаты.
Но я, увидев Каренину, вошедшую в ложу, забыла о Патти.
Имею в виду бенефициара события – г-на Сергея Ерофеева, объявившего о номинанте миру. Других пока не обнаружила. Хотя, пока пишу, может, и найдутся.
Сведений об этом человеке немного. В школе и консерватории играл на фортепиано, потом резко переключился на социологию культуры, сообщил, что получил степень магистра по этой специальности в британском университете Кента. Кандидатскую защитил в Казанском госуниверситете, там же потрудился, потом в разных местах много занимался международными связями, пока не получил место проректора ВШЭ. Увидела впечатляющий кусочек его выступления в родном КГУ в декабре 2013 года, через два месяца после назначения:
- Почему преподаватели-обществоведы, различные с точки зрения производительности, одинаково получают? А, может, необходимо направить деньги на то, чтобы поддержать тех, кто уже завтра сможет принести что-то, действительно, важное и ценное?
В последнее время язык ученого значительно усложнился. Я с трудом продралась сквозь некоторые посты на ФБ. Не хватает мне грамотенки, поскольку не кандидат наук я.
Представляя дискуссию, в которой принимает участие, Ерофеев пишет:
«Контингентность, субъектность и выход на поверхность ценностного сдвига в обществе: может ли в Беларуси установиться первая в мире неоклассическая диктатура или победит общенародная революция, кладущая конец советскому зомби-эксперименту?»
Обосновывая необходимость поддержки тех, кто уже завтра может принести что-то важное и ценное, заходит издалека:
Структуры Навального прекрасно работают, потому что они
– построены профессионально,
– их миссии отвечают базовым, острым, законным и разумным нуждам российских граждан.
Хотя в целом идущие в России низовые процессы демократизации неостановимы, очень многое в конкретный момент времени зависит от вклада каждого, который может быть и таким, и другим. Прямо сейчас пожертвовал все, что у меня оставалось на Яндекс-деньгах. Номер кошелька штабов Навального...
Послал 4000 руб. Молодец. И словом, и делом.
Не знаю, сам придумал или нет, но к картинке «стрит-ток «Люди об отравлении Навального» приписал по пунктам все проколы Кремля:
– Не смогли предотвратить экстренную посадку самолета
– Не смогли предотвратить введение фельдшерами скорой помощи атропина в критический момент
– Не смогли настоять на оставлении Навального в клинике в России
– Не могут навязать свою ложь о происшедшем
– Не могут остановить дело Навального
И все не просто потому, что несвободные бездари и неучи, а потому что против них другие, свободные, с мозгами и способные учиться.
Искренне радуется митингам в Хабаровске и лозунгам типа
И в восторге от ответа Юлии Навальной Рошалю. Ставит ссылку на статью про травлю доктора и восклицает. Теперь уже точно сам:
- Хорошие сапоги. Присоединяйтесь к «травле».
И комментаторы ему под стать:
- В Омск Рошаль не поехал. В Берлин – другое дело.
Российские спецслужбы считает криворукими и предлагает снять сериал об их провале:
- Срочная посадка в Омске не только спасла Навального, но и позволила его соратникам собрать улики отравления в Томске. Криворукие даже не озаботились срочной уборкой его гостиничного номера. Думали, видимо, сделать это как обычно, около полудня, что было бы до предполагаемой посадки самолета в Москве.
Это характеризует кандидата наук с самой лучшей стороны – он точно знает, когда обычно занимаются спецслужбы срочной уборкой номеров. А я вот – нет.
Но самое феерическое, без сомнения, это кусочек интервью Ерофеева «Дождю», которым он тоже с гордостью поделился.
Заслушалась и я.
Предложить человека на номинацию, оказывается, раз плюнуть:
- Особенность выдвижения номинантов на Нобелевскую премию мира такова, что любой профессор или даже доцент может зайти на сайт Нобелевской премии мира, создать аккаунт, заполнить соответствующую форму и написать свое обоснование. Это дело сугубо индивидуальное. Нет какого-то коллективного документа, который я или еще кто-то мог бы подписать. Я должен сделать это сам.
- То есть, повторю, теоретически для Нобелевского комитета было бы достаточно заявки одного депутата или министра, или профессора. И, может быть, эта заявка даже была бы удовлетворена. Но мы рассуждаем иначе. Сейчас ситуация такая, что сообщества, которые были против Навального или не понимали идей Навального, появились такие, которые поменяли свое мнение. (Ни сообществ, ни имен он с загадочным лицом Остапа Бендера «Заграница нам поможет!» пока не называет. Я лично буду с нетерпением ждать продолжения банкета).
- Скажите, - интересуется ведущая, - а что – должны были обязательно отравить российского оппозиционного политика, чтобы его номинировали на Нобелевскую премию мира? Какая связь между его отравлением и номинацией?
– Ну, это, конечно, большая новость, - значительно и напевно отвечает Ерофеев. – Она даже имеет какую-то такую ... Какой-то такой сказочный, былинный масштаб. Когда человек оказывается чуть ли не на том свете, а потом оживает. (Спасибо, что не продолжил. Я ожидала слова "воскресение".)
- Это, конечно, большая новость, - повторил Ерофеев, чтоб мы еще раз ее оценили. - Но я не думаю, что без этого идеи номинации Навального на эту премию не было бы. Она бы все равно возникла вот в таком масштабе, в такой артикуляции, потому что сейчас всё больше и больше людей, в том числе, конечно, в академическом сообществе
понимают, что деятельность Алексея Навального
чрезвычайно важна для России и для мира, то есть и для дела мира в том числе. Потому что мирная Россия, она чрезвычайно важна для всех. Это человек такого масштаба (и с этим сейчас соглашается гораздо больше людей, чем даже год тому назад), который сравним, быть может, с теми двумя Нобелевскими лауреатами из СССР, которых мы знаем.
- Какие доводы вы бы написали в том самом обосновании?
- Коротко обычно говорят о борьбе за мир и за права человека. Если говорить о втором, то Навальный, борясь за права человека в нашей стране – за экономические, за политические, за право голоса, за справедливость, тем самым вносит вклад в борьбу за эти идеалы во всем мире. А мир в этом плане сейчас находится в очень трудной ситуации.
- Я думаю, что провластный российский истеблишмент будет нокаутирован, если Навального вдруг будут номинировать на премию мира.
- Нет, я не думаю, что они будут нокаутированы. Я думаю, что они предполагали, что это выдвижение рано или поздно состоится. И, может быть, даже кто-то в администрации президента удивлялся, что до сих пор этого не было. Но, с другой стороны, не было такого колоссального интереса к этой фигуре до сих пор среди широких слоев российского населения в том числе (что правда то правда). А теперь мы знаем, что Навальный это даже не два процента интереса согласно «Леваде», а гораздо больше. Посмотреть хотя бы на победу руководителей штабов Навального в сибирских городах.
(У себя на странице Ерофеев назвал оглушительными победы Ксении Фадеевой и Сергея Бойко, которые, видимо, должны были впечатлить страну и мир до такой степени, что и Нобель прошептал оттуда, куда не дошел Алексей: "Заслужил").
Рассказывая о своем интервью моросящему каналу, Ерофеев у себя на странице загадочно сообщил:
Сегодня ряд профессоров признанных университетов, которые занимаются Россией, выдвинули его (Навального) на Нобелевскую премию мира.
И был вынужден поставить их анонс с картинкой и фразой:
«Скоро вы услышите имена. Там будут большие люди».
Анонс придумывал не он, поэтому, не дожидаясь вопросов трудящихся, в первом же комментарии предупредил:
Акцент на "скоро услышите имена" сделан Дождем спекулятивно, но такова российская журналистика.
А потом еще и объяснил, почему мы этих имен никогда не услышим. Вчитайтесь в эту феерию:
Навальный номинирован на Нобелевскую премию мира 2021 года. Я об этом сообщаю с согласия тех, кто это сделал. Надо учитывать, что существуют правила, по которым сам Нобелевский комитет не раскрывает такую информацию в течение 50 лет, так что спрашивать у него подтверждения бесполезно. Другое дело что на практике в мировом сообществе постоянно вращается информация о различных номинантах и номинирующих. Это делается в разных целях, иногда в спекулятивных, иногда в политических, а иногда в чисто гуманитарных.
Только мне кажется, что этот человек – сам себе режиссер, сценарист и исполнитель?
Хотя пас мог поступить и от другого игрока.