С порога: все супергеройское кино отечественного производства - полный шлак. Дело не в плохих сценаристах, плохих режиссерах, плохом Энджой муви, и вообще ни в чем, дело в самом подшивании подворотничка. Дело в том, что сама тема неорганична нашей культуре.
"Черная молния", "Мстители" - это все не катит, потому что это чуждая нам маза. Ну не может по Москве бегать чувак, который управляет камнями, и спасать мир. Никто в нашей стране так вопросы не решает.
Наш Бэтмен - это Данила Багров. Человек, который просто не может иначе. Он не может пройти мимо несправедливости, не может молча смотреть на страдание слабых, и он всегда приходит на помощь. При этом он далеко не идеал - обычный человек со своими слабостями и пороками, но - добрый.
Приведу пример еще лучше. Первый российский блокбастер - "Ночной дозор". Фильм зашел, его любят, помнят и пересматривают. Можно сколько угодно спорить о режиссерском таланте Бекмамбетова и продакт плейсменте, фильм-то хуже от этого не становится. А почему? Потому что он чертовски органичен! Невозможно поверить в чувака в обтягивающем костюме, который превращается в медведя с пулеметом на спине и сражается со злом в Москва Сити. Зато когда чувиха в засаленной робе электрика МосГорСвета превращается в тигра в обычной российской хрущевке, этому веришь. Почему нет? Узнаваемые типажи только играют на руку. Алексей Маклаков, ставший заложником роли прапорщика Шматко, играет здесь практически того же персонажа, в те минуты, когда Шматко был по-настоящему серьезен. И у каждого есть такой знакомый - обыкновенный русский мужик, обыкновенно щеголяющий по дворе в растянутых трениках и с мусорным ведром в руках.
Бекмамбетов не бежал от российской органики, правда, у него был органично написанный исходный материал, но и тот можно было испохабить, но режиссер все это заботливо сохранил.
Еще хотите?
Фильм про чувака, который любит и умеет в драки, но терпит фиаско, опускается на дно, и потом с этого дня поднимается на самую вершину. Через превозмогание, конечно. Ну такое, да? Типа как изъеденная тема. Ван Клод Жан Дамм, кажется, сказал на эту тему уже все, что можно, и это было 30 лет назад. А смотря как подать. "Неваляшка" - фильм Романа Качанова (режиссер "ДМБ" и "Даун Хауса"), вышел в 2007 году. Яркий образец того, как эту историю подать свежо и органично нашей культуре. Отличный юмор, великолепные актеры.
Вот здесь хотелось бы упомянуть и Александра Невского, который тащит, как ребенок, в свои фильмы все самые заштампованные штампы из голливудских боевиков эпохи VHS. Это тоже надо уметь. Проблема в том, что Александр - почему-то - делает это на АБСОЛЮТНО серьезных щах. В то же время, если б вся эта телега подавалась через иронию, я уверен, что получились бы вполне годные комедийные боевики. Причем, регулируя градус неадеквата, можно было бы получить на выходе "Смертельное оружие" или "Голый пистолет". Причем, даже сам Александр был бы органичен в своих ролях.
Таких неорганичных тем много. Например, уличные гонки. Безусловно, они у нас есть, и я знаю два фильма на эту тему, и оба безобразны. Первый, "Стритрейсеры" - адовая мистика. Главная загадка фильма состоит в том, почему хорошие актеры Алексей Чадов и Алексей Гуськов работают так, что фильм смотришь сквозь пальцы фейспалма, а в "Живом" и "Таежном романе" они великолепны? Второй, это вновь творение Александра Невского "Охотники за сокровищами" или "Форсаж да Винчи".
Вообще, определенная манера подачи может вытащить очень многое. Из очевидного: "Даже не думай" смело можно назвать нашим вариантом "Карты, деньги, два ствола". В фильме упоминается гетто, в котором герои покупают свой первый мобильник, фигурирует секретный химический состав, который позволяет читать мысли, а подняв нормальных денег, герои начинают одеваться так, что иной клоун кринжанёт. Это не только смешно, но и вызывает доверие. Да, почему бы и нет? Будь эта история подана на серьезных щщах, вышел бы лютый трэш.
Идем дальше.
Фантастика, фильмы про инопланетян. Не говорю про "Обитаемый остров" - действие происходит не в Россиии, и об органике там заикаться без мазы. Возьмем фильм посвежее от того же Бондарчука - "Вторжение." Инопланетяне прилетели, врезались в Чертаново, зачем-то школьники стали с ними воевать - невозможно поверить в этот бред, оно и звучит-то как психоз. Взглянем на ситуацию с другого ракурса: инопланетяне да, прилетели, врезались, но не в Чертаново, а в какой-то деревне. Добавим градуса - под Новый Год. И еще - пара бухих мужиков находят эту тарелку. Чувствуете - заиграло? Как алмаз после огранки - хоп, и заблестело. Это ведь "Елки", если не ошибаюсь? Сложно сказать, которые именно, их там столько, что сам черт ногу сломит.
Более того, к черту "Елки", с таким сюжетом можно было снять полный метр, и такая история про инопланетян была бы органична, а кроме этого, вышел бы неплохой сиквел эпохальной картины "Не валяй дурака" с Михаилом Евдокимовым, мир праху его.
Не нужно стесняться своей культуры, своей органики, нужно грамотно использовать ее, тогда и фильмы будут удивительными, уникальными, а главное - интересными.
Вообще, удивительно, но нулевые были расцветом отечественного кинематографа, столько удивительно свежих и оригинальных фильмов, но все закончилось с наступлением 10-х, а последним фильмом той эпохи стали "Неадекватные люди", но это уже совсем другая история.