"Что за противопоставление",- спрашиваете?
Отвечаю.
У здравомыслящих педагогов этот вопрос никогда не возникал. Они спокойно делали свое дело, учили детей. А развитие оставляли Всевышнему или Матушке - Природе.
До тех пор пока общество не забурлило, подойдя к точке фазового перехода. Возле которой начались "количественно - качественные" переходы от эволюционного развития к попыткам совершить скачок. Например, от феодализма сразу к социализму (Монголия).
А от образования - сразу к развитию. (Выготский и др.)
Педагоги не смогли избежать искуса и, вдохновленные всепобеждающими идеями Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина, подключились к революционным преобразованиям. Начали они с "разрушения до основания". Но с "затем" получился казус ...
В обоих примерах все закончилось не так радужно, как представлялось революционерам. Но обо всем по порядку.
Итак, про развитие и обучение.
Зачем обучать рано и обучать, развивая?
Педагогическая алхимия
Я не хочу лезть слишком далеко в теорию.
Тем более, что теории, на которую можно опереться как на прочную основу, до сих пор не существует. Есть описательные теории, проиллюстрированные отдельными экспериментами. Но с точки зрения науки описательная теория, не имеющая подтверждения практикой, теорией не является.
Такие теории можно назвать "предварительными". Как алхимию - предварительной химией.
Но отсутствие теории не означает, что доказательства невозможны.
Согласитесь: критерий истинности - практика. Поэтому давайте сразу к ней и обратимся. Мы ведь ничего не собираемся предсказывать (а это основная задача теории). Нам просто интересно:
- что узнали революционные педагоги, создавшие "теорию развивающего обучения"?
- Что они поняли и зачем массово простерли руки свои в "раннее развитие"?
- Насколько далеко смогли они развить детей, подвергнутых "развивающему" обучению и раннему "развитию"?
Зачем "развивать раньше" и "развивать, обучая", если не для того, чтобы выше, дальше, быстрее "обычных" детей?
Развивается ли компьютер?
Обойдемся простыми примерами. И да будет "мудрому достаточно". Так говорили древние, не знавшие ни "раннего развития", ни "развивающего обучения"!
Можно ли обучение в школе сравнить с программированием компьютера?
Почему нет?
И школа, и программист закладывают в субъект некоторый объем новой информации. С целью получить на выходе определенную реакцию.
Становится ли компьютер более развитым, если на его жестком диске появляются заряженные электричеством ячейки? Определенно - нет. Он даже запомнить больше, чем мог в начале "обучения", не способен.
Возможно, он научается думать? ))
Нет?
Тогда двигаемся дальше. Попробуем развить обезьяну: она в цепи развития стоит ближе к человеку.
Можно ли развить обезьяну?
Можно пробовать.)
Но до сих пор ни у кого не получилось. Это, кстати, едва ли не главный аргумент против теории эволюции в школьной трактовке.
Обезьяну можно научить разным трюкам. Ее можно даже научить произносить некоторые слова (есть прецеденты). Но
- развивается ли обезьяна, обучаясь?
- Научается ли лучше думать?
- Увеличиваются ли ее способности и положение на эволюционной лестнице?
Определенно, нет.
Даже, если развивать обезьяну в очень раннем возрасте. )
Поэтому двигаемся дальше.
Развивает ли человека спорт?
Хотя бы физически?
Люди - не обезьяны. Возможно у человека есть нечто, отсутствующее у братьев и сестер меньших? Посмотрим.
У человека в процессе тренировок увеличиваются мышцы - это факт. Он научается брать бОльший вес, прыгать выше, бегать быстрее. Уж не здесь ли мы находим отгадку, золотой педагогический ключик, подтверждение правильности теорий развивающего обучения?!.
Я все-таки хочу обойти стороной теории. И даже само определение понятия "развитие", ограничившись проверяемыми вещами. Поэтому и обратился к спорту: "голова - предмет темный" (с), а физическое можно наблюдать.
Так развивается ли человек хотя бы физически?..
Спортивные специалисты знают: давно уже соревнуются не спортсмены, а биохимики. (Что никак не умаляет достижения самих спортсменов. Просто они соревнуются как бы ...)
... Представьте, что прыжки в высоту стали проводить не от земли, а с некоторого возвышения. Результаты выросли. А способности спортсменов?..
Это метафора, но я думаю, что мудрому опять достаточно. ))
Но даже несмотря на усилия биохимиков и тренеров ни один спортсмен за всю историю спорта не превратился в новый, более совершенный вид, в сверхчеловека. А здоровье - человеческое - после усиленной биохимической поддержки и изощренных сверхнагрузок подорвали буквально все.
Аналогии со школьным образованием просматриваются?
Но даже в этом примере "развития", даже если допустить, что человек-спортсмен все-таки развивается, то как именно это происходит?
Так развивает ли обучение?..
Если мы упростим ситуацию, то из чего складываются спортивные тренировки?
- Из упражнений на силу и
- упражнений на технику.
И одно без другого не обходится.
Невозможно научить технике сальто слабого человека, который не умеет приседать и подпрыгивать. Невозможно поставить технику тройного удара боксеру, который на скакалке и пяти минут не способен пропрыгать и пятидесяти раз отжаться от пола.
- Развивают ли спортсмена нагрузки? Нет, они подготавливают.
- Развивает ли спортсмена техника? Вспоминаем компьютер и обезьяну...
Приведем теперь все эти метафоры к общему знаменателю и переведем на школьный язык. И получим ответ.
Самостоятельно.
А я закончу повествование цитатой великого детского психолога, создателя генетической психологии.
"Это большая ошибка — думать, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребенку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно; настоящее понимание приходит только с его умственным ростом" Ж.Пиаже "Как дети образуют математические понятия"
P.S.
Но даже правильное обучение, следующее за развитием, (что показал Пиаже и что пытался оспорить Выготский) не способно развить ничего, что выходило бы за рамки человеческой Природы.
Тогда к чему все эти ранние "развития" и "развивающие" обучения?..