Найти тему
Вещь

Никому не нужный старый стул помог бармену стать миллионером. Теперь такие продают на Сотбис

Безусловно, это произошло не в одночасье. За этой историей кроется чуть ли не вся жизнь.

Француз Патрик Сеген вырос в Монпелье на юге в Франции. А в Париже начал работать барменом в ресторане. Это было в конце 80-х годов. Как-то на блошином рынке он увидел стул Жана Пруве. Этот архитектор и дизайнер в 30-50 х годах проектировал мебель в духе модернизма, то есть без лишнего декора, строгую и функциональную.

Патрик разговорился с продавцом. Оказалось, их обоих привлекает эстетика эпохи 30-40х годов. И они решили сотрудничать, начиная скупать стулья производства Пруве в столовых и общежитиях.

Однако в те годы мир еще не научился ценить винтаж, и дела у компаньонов шли не очень удачно. Тем не менее Патрик продолжал собирать предметы, сделанные в ателье Пруве. Так ему достался старый мобильный дом, сделанный по проекту этого архитектора. Послевоенный мир нуждался в дешевом и быстровозводимом жилье. Но к концу 80-х эти дома оказались никому не нужны, и Патрик купил разборную конструкцию за небольшую сумму, которая фактически равнялась стоимости утилизации. Но тем не менее, он верил, что эти стены, да и сама идея разборного дома имеют ценность. Если и не материальную, то культурную наверняка.

Вскоре Патрик стал экспертом по творчеству модернистов 30-40 годов, к которым помимо Пруве причисляют Шарлотту Перриан, Пьера Жаннере, Ле Корбюзье, Жана Ройера.

Его поиски были похожи на детектив. Так, Патрик предположил, что мебель спроектированная Ле Корбюзье и Жаннере для новаторского города Чандихарха неподалеку от Нью-Дели, по-прежнему находится в Индии. И действительно, она хранилась на заброшенном складе, чуть ли не под руинами. Вся она пополнила коллекцию галереи Патрика - к тому моменту он уже расстался со своим компаньоном.

Безусловно, галерея не была золотым прииском, нередко она испытывала тяжелые времена. Но страсть Патрика, его преданность идеям модернизма и упорство в конце концов окупились. По мнению некоторых экспертов, он и сам своей неутомимой деятельностью и энтузиазмом добился, что коллекционеры стали ценить эти вещи. С начала 2000-х начал просыпаться интерес к такой эстетике. Те стулья, что он не мог продать прежде и за 200 долларов, теперь покупают за 15 тысяч . А на апрельском аукционе Сотбис набор оригинальных кресел авторства Ж. Пруве был продан за рекордные 175 тысяч долларов. Об этом я писала в этом материале.

Разборные дома Пруве, которые изначально изготавливались для не очень обеспеченных семей, теперь приобретает богема и толстосумы для своих усадеб и ранчо. Один из таких на аукционе в 2007 году был приобретен почти за 5 миллионов долларов.

Если посмотреть дорогие глянцевые журналы, то пожалуй в каждом можно найти кресла Пьера Жаннере. Оригинальные - то есть созданные в те годы, оцениваются почти в 50 тысяч долларов.

Кресла Пьера Жаннере. Фото с сайта  www.1stdibs.com
Кресла Пьера Жаннере. Фото с сайта www.1stdibs.com

Создавая свою мебель, модернисты стремились сделать ее эстетичной и доступной широким массам. Но ирония истории в том, что это теперь элемент обстановки богатых домов.

А история Патрика свидетельствует: будь предан своим идеям и упорно и последовательно к ним стремись, твои усилия окупятся.

Патрик Сеген. Фото с сайта behance.net
Патрик Сеген. Фото с сайта behance.net