Итак, в прошлой статье мы с вами говорили об осетинском суде (тархоне), а также рассматривали этапы судебного разбирательства и остановились на том, что если враждующие стороны не расходились мирным путём, то выносился приговор, за который следовало бы понести убытки и выплатить штраф, к тому же выставлялись два условия. (Что такое "тархон" у осетин?)
Первое условие – это присяга. Присяга назначалась тому, кого судьи посчитали правым. Присяга должна была приноситься совместно с соприсяжниками из своей фамилии. Клятва приносилась в святилище или на могиле предков. Если клятва оказывалась ложной, то осетин, который давал её, навлекал на себя страшнейший грех. Поэтому отказ от клятвы являлся лучшим способом признания своей виновности в данной ситуации. К примеру, если истец и его родня отказывались от присяги, то ответчик освобождался от наказания. (Школа жизни у осетин)
Второе условие – это примирительные угощения после завершения судебного процесса. Подготовкой стола занималась семья виновного. Когда все собирались за одним столом, судебные противники обращались к Богу и вражды уходила. (Что такое «ныхас» у осетин?)
Для того, чтобы подтвердить невинность обвиняемого, иногда ему назначалось судебное испытание огнём или водой. Человек был оправдан судом, если он не сгорал, пройдя через огонь или не утонул, переплывая реку.
Интересно и такое магическое испытание, подозреваемый обязан был переступить через горящие жилы волка. Осетинский народ верил, что если эти испытания преодолевает нечестный человек, то он в скором времени сильно заболеет.
Если родственники убитого требовали мщения, то суд мог назначить одному из желающих поединок с убийцей. Причём у осетин было два вида судебных поединков. В первом случае убийцу ставили под выстрел, а тот, кто будет стрелять, выбирался по жребию. Во втором случае происходила дуэль на кинжалах с завязанными глазами. Места для расплаты находились неподалёку от святилищ.
В каждой гражданской общине были те, кто разбирался в юридических правилах. Их могли пригласить и в другие общества. В Осетии доброй славой пользовались мудрые, справедливые судьи из Нарской гражданской общины в Туальском обществе. Но всё же самыми известными были судьи из Дагома. В поселении Дагом Алагирского общества расположился верховный осетинский суд. Туда съезжались даже с самых глубинок Осетии, чтобы только решить самое запутанные, сложные дела или отменить неверный приговор. В этот суд обращались даже иностранцы, которые уже потеряли надежду на справедливое решение их дела на родине, а в Дагоме они получали желаемое.
Ещё по этой теме:
Где и как проводился ныхас у осетин?
Какие проблемы решались на осетинском ныхасе?
Что такое "зиу" у осетин?
Кто такой "уаздан" у осетин?