Как в 1963 году создали вызывающий криминальный фильм
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
В нашем вчерашнем материале, который был посвящен криминальным фильмам, чей сюжет вращается вокруг деятельности ККК, мы с некоторыми оговорками упомянули ленту Сэмюеля Фулера «Шоковый коридор» (1963). Несмотря на то, что её создатель не был пророком и закладывал в свой фильм иные резоны, эта лента внезапно обретает новый смысл.
Фулер – не просто создатель вызывающих криминальных фильмов. Он один из тех, кто пытался реанимировать нуар, снимая оный, даже когда «тёмные фильмы» формально умерли. Достаточно вспомнить «Кровавое кимоно» (1959) и «Преступный мир США» (1961). Впрочем, когда затея не провалилась, он стал истово творить формы «нового триллера». По этой причине фильм «Шоковый коридор» можно полагать чем-то вроде указателя: от нуара к «Гнезду кукушки»
Эта кинокартина вовсе не про психиатрическую клинику и не убийство, совершенное в её стенах. И даже не про расследование оного. Безумие показано как состояние общества (по состоянию на начало 60-ых годов). И по этой причине Фулер наивно полагает, что набиравший популярность психоанализ (второй раз после 20-ых годов) в состоянии решить все социальные, политические и даже технические проблемы. Надо лишь препарировать оные проблемы и признать, что во всём есть подтекст, характерный для наследия Зигмунда Фрейда.
К слову сказать, портрет Фрейда в фильме «встречается так часто», что не оставляет никаких иллюзий относительно «второго дна» этой кинокартины. Однако в настоящий момент вскрылись новые ассоциации. Например, в сцене фильма, когда темнокожий пациент клиники изображает из себя активиста ККК, Фулер как бы предполагал, что клансмены сами были «рабами». Однако сейчас (принимая во внимание происходящее в США) есть и иные трактовки.
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
Как писал поэт Максимилиан Волошин: «В комиссарах – дурь самодержавья». В данном случае мы видим, что речь идёт не о стремлении к равным правам, не о возможности учиться, а лишь о желании «поменяться местами». Мы хотим быть новым ККК и неважно, какого цвета у нас кожа. Опять же есть фрейдистский подтекст - элемент зависти
Однако расскажем о самом фильме, который с минимальными затратами был снят всего лишь за полторы недели. По крайней мере, так гласит «легенда». Главный герой – честолюбивый журналист, который хочет любыми силами попасть в недра психиатрической клиники, дабы расследовать случившееся там убийство, что не удалось сделать полиции
Для этого он имитирует психическое расстройство очень «пикантного толка». Для чего ему приходится выдавать свою возлюбленную за «родную сестру». Его нисколько не волнуют последствия подобной «операции». Он буквально одержим возможностью получить Пулитцеровскую премию. Однако оказалось, что в клике не так уже просто сохранять самообладание. Особенно если тебе надо постоянно имитировать безумие.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
В какой-то момент Джонни Баррет перестает различать грань, которая проходит между «ними самим» и «симулирующим расстройство». Безумие подобно какой-то грязи впитывается в саму его кожу, шаг за шагом отодвигая от привычного мира. Его начинают мучить кошмары. Например, являющаяся в откровенных снах подруга весьма напоминает героиню из позднего нуара - «Кричащая Мими» (1958)
В итоге ситуация становится катастрофической. Перефразируя одну знаменитую фразу, можно сказать: «Если вы не сумасшедший, то это не ваша заслуга – это наша недоработка». Некогда здоровый человек теряет рассудок, забывая и про расследование, и про своё прошлое.
А ещё в фильме очень часто звучит мысль о «промывке мозгов». В этом случае Фулер пытается породнить «южан» и «коммунистов», мол, они одержимы своим комплексами. При этом на ученых указывает как на малых детей, чей удел рисовать невнятные картинки. А ещё из нуара в этот триллер перешла тема «падающей воды». В одной из сцен «безумный певец» льёт воду на пол из графина. А окончательное наступление безумия характеризуется проливным дождём, начавшимся прямо в коридоре клиники