Найти тему
Ecoidea.me

Клубника всему научит

В полесскую деревню под Пинском к фермеру Игорю Володько мы наведались в самую «жаркую» пору – во время сбора урожая. Клубничный сезон начинается примерно с середины мая, в зависимости от погоды, и длится около четырёх недель. Это время, когда нужно ежедневно принимать решения, сконцентрировать все силы на ягоде.

– Уж простите, разговаривать будем на ходу, – Игорь подбирает нас на трассе и мчится обратно на клубничное поле, не теряя ни минуты. – В прошлом году я спал по четыре часа и прямо возле поля, в машине. Периодически вставал по будильнику – контролировать полив.

Фермер Игорь Володько
Фермер Игорь Володько

В 2019-м были заморозки, потом жара, ягода быстро вызрела, наёмных работников не хватало, много клубники просто попеклось. Вот и результат: урожай всего 27 тонн. В целом в хороший день выходит по 1,5 тонны, а за хороший сезон удаётся собрать 45 тонн.

— В этом году чуть легче. Хорошо, что весна была запоздалой, я накрыл клубнику спанбондом, выиграл время и раньше других получил первую ягоду, — радуется своей находке фермер.

-3

День фермера начинается в пять утра. За два рейса он забирает в Пинске работников – в 5.30 и 7.00. Отвезти всех за раз не получается: всего одна машина в хозяйстве. Потом надо оперативно решать вопросы с закупщиками, оптовиками. Нередко сделки срываются, а органическая клубника – ягода капризная, ждать не будет, срок хранения у неё минимальный.

В течение дня приходится также контролировать сбор ягоды, рассчитываться с работниками, отвозить их обратно в город, договориться о сбыте, решать текущие проблемы.

«Потерял всё и начал с нуля»

Ещё пять лет назад Игорь жил в столице, был бизнесменом. Но одномоментно всё рухнуло Вспоминает: подставили партнёры, которым доверял.

– Всё, что у меня было, превратилось даже не в ноль, а минус – в кредит более 20 тысяч рублей, – вспоминает Игорь. – И я из успешного предпринимателя резко стал человеком, который оказался весь в долгах и проблемах. В довершение ко всему распалась моя семья.

-4

Клубника – культура, которая быстро позволила вернуть вложенные деньги

Игорь говорит, что в то время он многое переосмыслил, и после этого началась трансформация:

– Я понял, что даже в тяжёлой ситуации нужно оставаться человеком. Можно скатиться вниз, на дно, в можно не сдаваться и даже в самых сложных обстоятельствах начать хорошее дело.

Банки больше не давали ему кредит. Чтобы начать новое дело, Игорь одолжил деньги у знакомых под огромные проценты. Нужно было рассчитываться с задолженностями, возвращать деньги инвесторам. И начинать новую жизнь.

-5

Лайфхак этого года: спанбонд позволил ягоде вызреть раньше

Признаётся, что выбрал клубнику в качестве главной культуры, потому что эта культура позволяет сравнительно быстро вернуть вложенные деньги.

– Если бы занялся голубикой или посадил яблочный сад, на получение урожая ушло бы до шести лет. Не смог бы выплатить даже долги, — рассуждает фермер.

В Пинском районе, в деревне Мерчицы, Игорь взял в аренду на 99 лет совхозное поле, которое пустовало 12 лет, очистил его от сорняков, перепахал. Опыта в фермерстве у него не было, соответствующего образования тоже, поэтому пришлось постигать азы на практике:

– Трудился на поле по 12 часов без остановки: и в жару, и в дождь. Очень благодарен отцу, которому на тот момент исполнилось 63 года, и вместо отдыха на пенсии он впрягся в тяжёлую работу, поддерживая меня. Один бы я, наверное, не справился.

«Взялся за землю – стал осознаннее»

В 2015-м из украинского Херсона фермер заказал саженцы и посадил первые 1,5 гектара клубники. Потом взял ещё земли, потом ещё. Постепенно фермерское хозяйство «АгроФерма» выросла в несколько раз: теперь это 4,5 гектара ягодных земель.

Игорь вспоминает, как сложно было начинать, так как финансовые средства были ограничены, практически всё приходилось делать своими руками.

Если берёшь землю не на пять лет (извлечь прибыль и уйти), то нужно относиться к ней бережно

– С самого основания хозяйства не использую химические удобрения, – рассказывает фермер. И честно признаётся: — Сначала на это просто не было денег, а потом пришло понимание, что это и есть лучший для себя и природы вариант. Если берёшь землю не на пять лет (извлечь прибыль и уйти), то нужно относиться к ней бережно. И после уже осознанно шёл к органической сертификации: переходный период занял около трёх лет.

Клубничные поля хозяйства «АгроФерма»
Клубничные поля хозяйства «АгроФерма»

-7

Удобряет поле червячным гумусом, органическим удобрением «Агронан». Размножает на перловке триходерму (споры грибов, которые борются с серой гнилью) и опрыскивает по листу, добавляя в смесь свежее молоко. Вручную это отнимает много времени и сил. С сорняками сражается прополкой и косьбой междурядья, скошенные сорняки в хозяйстве компостируют.

– В интенсивном хозяйстве междурядье обрабатывают гербицидом, и трава не растёт после такой обработки 50 дней. Это экономически выгодно, но человек же травит свою землю. И, соответственно, можно получить урожай с остатками гербицидов, – объясняет Игорь. – Мне так работать не хочется. Именно когда начал заниматься землей, стал осознаннее.

-8

В хозяйстве используют только природные средства борьбы с сорняками

Когда создал новую семью, жена поддержала его во всем. Их семья теперь постоянно ищет экологически чистые продукты: что-то выращивают сами на грядках, что-то – родители в соседней деревне, что-то покупает.

– На клубничном поле у нас цикорий сам вырос, – Игорь показывает голубые цветы. – Мы выкапываем корни, сушим, жарим. Когда понимаешь, что тебе нужно, оно даже само к тебе начинает приходить.

Куриные яйца – свои, мясо покупают у проверенных людей. В хозяйстве «Моньки» семья закупилась зелёной органической гречкой. Взяли целый мешок (50 кг) и раздали на пробу близким. Нашли нелущеную спельту, из которой получается вкусная каша. Иван-чай заказывают из Витебской области.

– Вот бы ещё муку органическую в Беларуси найти, – говорит фермер. – Если продукция органическая, и я в этом уверен, то готов переплатить вдвое. Не потому что я богат, а потому что здоровье семьи в приоритете, особенно сейчас, когда ждём ребенка.

«Условия труда у меня безопаснее»

Конкурировать с обычными фермерами органическим производителям сложнее. Если в столице всё больше людей задумывается о качестве продуктов, то в регионах не все слышали про органическую продукцию, не понимают, в чём её отличие и польза.

-9

Около 10 процентов местных покупателей знают, чем занимается фермер, и берут ягоду для себя, близких. Остальной урожай оптовики забирают по стандартной на рынке цене и продают как обычную ягоду.

Перекупщикам, которые берут большие объёмы и везут в Москву, неважно, органическая клубника или нет, главное, чтобы долго хранилась. Игорь говорит, что слышал истории, как привозная клубника хранится в рефрижераторах две недели, и не мог понять, как такое возможно. Оказалось, дело в препаратах, которыми научились обрабатывать ягоду и, к сожалению, наши фермеры начинают перенимать этот пример, позволяющий получать дополнительную прибыль, не думая, как это скажется на здоровье потребителей.

– Я пытаюсь объяснить оптовикам про органику, а каждый второй говорит «Лучше б ты её обрабатывал, была бы крупнее, красивее и хорошо продавалась», – рассказывает фермер.

Под таким навесом клубника хранится до отправки в продажу. Здесь её фасуют по размерам и собирают в ящики
Под таким навесом клубника хранится до отправки в продажу. Здесь её фасуют по размерам и собирают в ящики

-11
Работники и работницы хозяйства не подвергаются воздействию пестицидов: здесь эти вещества не используют
Работники и работницы хозяйства не подвергаются воздействию пестицидов: здесь эти вещества не используют

Органическая клубника, как правило, хранится около двух дней и уступает обычной по внешнему виду, транспортабельности. Только не по вкусу!

– Вот приходит человек на рынок, а на прилавке лежит органическое яблоко, которое выглядит не очень привлекательно, по два рубля, а рядом – красивое, по полтора. Какое возьмет? Люди любят глазами, не чувствуют сладость, душистость, – вздыхает Игорь. – Мне кажется, это деградация современного общества, когда выбираем и человека по обложке, по красоте, а на внутреннюю составляющую не смотрим. А потом страдаем, потому что находим не того, кто нам нужен. Вместо того, чтобы есть качественную пищу, покупаем дорогую одежду, телефон или машину. Но ведь это абсурд, когда человек кладёт внутрь себя лишь бы что, экономит на жизненно важном, а телефон покупает модный, чтобы покрасоваться.

Спрашиваем, отличается ли по вкусу клубника Игоря от обычной рыночной.

– Я не хочу пробовать другую, травиться, – отвечает он. – Больно смотреть, сколько удобрений, пестицидов, гербицидов добавляют в ягодники другие, а контроль за качеством фермерских продуктов у нас слабоватый.

Супруга фермера во всём поддерживает его, на поле контролирует работу сборщиков клубники
Супруга фермера во всём поддерживает его, на поле контролирует работу сборщиков клубники

-14

Игорь считает, что для тех, кто продаёт продукцию на рынке, должен быть жёстче контроль. Говорит, что сталкивался с такими ситуациями, когда продавцы выдают за своё то, что им привёз оптовик, а на анализ относят пакет с урожаем местного дедушки (то есть совсем другую продукцию).

Конкурировать на рынке органическому фермеру сложно, в том числе и потому, что у него небольшие объёмы. Часто урожай меньше, чем у фермера в интенсивном земледелии. Игорь рассказывает, как продавали саженцы со своего поля одному фермеру и у него с полутора гектара получилось две тонны урожая в первый год, а на органическом поле – полторы. Для небольшого хозяйства разница в 25—30 процентов – существенная.

-15

– Наёмным работникам традиционные фермеры могут предложить часовую оплату чуть ли не на рубль больше, чем я. Я не сдаюсь и стараюсь объяснять, что на моём поле условия труда лучше, работники и работницы не подвергаются воздействию химических препаратов. Да и предлагаю съесть чистую ягоду, детям отнести, – рассказывает Игорь.

«Легче начинать с хорошим капиталом и поддержкой»

Фермер рассказывает, что сельское хозяйство преподало ему много уроков, научило быстро принимать решения, коммуницировать, развило управленческие качества. Каждый день нужно находить себе покупателя, разбираться в людях, потому что нередко заказчики подводят.

С фермерским хозяйством не заскучаешь, каждый год на поле происходит что-то новое. Клубника то гниет, то стремительно вызревает, то заморозки, то жара, то дожди, то град.

– Сюрпризы всегда. Важно быстро принимать решения: например, погода три дня не задалась – что делать? Оставить на поле или продать быстро по сниженной цене, чтобы хотя бы вернуть расходы? — вспоминает Игорь. – В этом году град мощно прошёлся по соседней деревне, туча двигалась по краю клубничного поля, но, к моему счастью, обошла его.

В хозяйстве ежегодно ведутся дневники по полям, в которые записывают, что дал этот или иной шаг. Например, в прошлом году выручка была маленькая, а в этом году удалось поднять в разы, потому что накрыли клубнику спандбондом.

Среди главных помощников фермера – его отец
Среди главных помощников фермера – его отец

– Немного отчаяться можно в конце сезона, – грустно улыбается Игорь. – Когда получишь деньги и смотришь, на что тебе хватит: на прополку, косьбу междурядий, полив. Остаток на жизнь и на развитие фермерского хозяйства откладываем. Например, чтобы упростить полив, надо выкопать озеро или пробить скважину. Сидишь и понимаешь, что в этом году просто не потянешь ничего из этих мероприятий. Да, иногда руки опускаются. Однако если человек утрачивает контроль над собой, он теряет драгоценное время, когда нужно действовать и что-то предпринимать.

Собираясь заняться органическим земледелием, нужно понимать, что это тяжёлый труд и большой риск. Игорь говорит, что заходить в органику ради прибыли – это ошибка, особенно с малым капиталом (с большим проще и быстрее наладить правильную систему). Без финансовой подушки легко прогореть. В органическом бизнесе, скорее, место идейным, которые будут сражаться до конца.

Сам Игорь готов делиться опытом и призывает начинающих побольше общаться с другими органическими фермерами, перенимать наработки. Считает, что пока между органическими фермерами всё-таки нет конкуренции – все за одно. Да и таких энтузиастов мало: в Брестской области из 700 фермерских хозяйств всего четыре органических (среди них, например, Дмитрий Лутаев).

– Хотелось бы, чтобы начинающим органическим фермерам был какой-то бонус, поддержка. Например, помощь с оплатой сертификации, стоимость которой растёт с каждым годом, — делится собеседник.

«В планах – свой дом, хороший трактор и гуси»

Игорь говорит, что давно задумывался о том, что может сделать в тех местах, где родился.

– Мне кажется, люди, которые живут в городе, многое потеряли. Когда я въезжаю в Минск, сразу чувствую загазованность, и мне становится грустно, что мои сыновья этим дышат, – говорит Игорь. – А здесь у нас чистый воздух, качественное питание.

Сейчас семья арендует жилье в Пинске, но мечтает перебраться в деревню, обрести там свой дом. Пока между выбором улучшить свою жизненную ситуацию или удержаться на плаву Игорь выбирает вкладывать весь доход в дело.

-17

В этом году хозяйство получит органический сертификат от латвийского сертификационного органа «Центр сертификации и тестирования» и будет постепенно, год за годом, маленькими шагами двигаться «против ветра и стихии» вперед: организовывать правильный полив ягодника, обзаводиться хозпостройкой, приобретать трактор, холодильные камеры, решать вопрос с транспортом (нужны машины с холодильниками), осваивать технологию выращивания органических саженцев из кассет, выходить в сети, организовать свою точку на рынке, осваивать другие культуры, разводить гусей. По крайней мере, такие планы.

Игорь говорит, что ему хочется, чтобы как можно больше людей узнало про ценность здоровой еды, про органическое земледелие, а ещё — чем и как он занимается:

– Вместе мы сможем сделать так, чтобы я не закрылся и делал дальше то, что мне по душе, а люди смогут получать чистую и полезную продукцию.

Контакты фермера

Крестьянско-фермерское хозяйство «АгроФерма»
Крестьянско-фермерское хозяйство «АгроФерма»

д. Мерчицы, Пинский район, Брестская область

+37529 334 43 30