День первый (часть1)
5:00. Подъем.
Разбудил нас брат Алексий, пройдя по келье с колоколом. Удивительно, но никакой усталости я не чувствую. Наспех умываюсь, одеваюсь и спешу на службу. Уходя заметил, что кто-то остался храпеть на койках.
Служба длится около 5 часов, но мы пробыли на ней не до конца: трудников в 9:30 кормят, а в 10:00 мы должны быть на вахте, где отец Фотий распределяет послушания на весь грядущий день.
Завтрак оказался очень сытный: каша, оладьи, рыба, монастырский хлеб, сухари, баранки и вкусный чай.
Закончил завтракать раньше положенного времени, поэтому есть время переодеться и настроиться на рабочий лад.
Иду заниматься тем, ради чего приехал - трудиться.
На утреннем "разводе" (так здесь называется сбор у вахты, где, помолившись, по благословению, старший распределяет послушания) отец Фотий распределил меня с молодым парнем на лесопилку.
Мы провели на ней 3 часа. В задачу входила пилка дров и досок, а также нам было поручено освободить двор от больших брёвен, тк должны подвезти новый лес и для него должно быть место. Эти толстые большие брёвна мы вдвоём не могли сдвинуть с места, но старый добрый рычаг большими досками помог нам транспортировать брёвна на положенные места. Справились довольно быстро и оставшееся время положили на пилку дров.
Моего напарника по труду (слово "сотрудник" теперь мне особо понятно) зовут Георгий, приехал на Соловки с мамой и бабушкой из Центральной Украины, Черкасской области. Все время труда мы провели в малословии. Это настолько необычно, но, как я и говорил раньше, это стало мне близко. Это очень честно: не сотрясать воздух своими ненужными разговорами о чем попало, нет нужды лукавить, говорить неправду. Внутреннее состояние успокаивается и желание показать себя пропадает. Многословие очень тяжелая штука. Оно проистекает от внутренней гордыни, ведь ты хочешь, чтоб тебя слушали, хочешь найти свои "уши", которые бы говорили тебе о том, что ты прав, о том, что ты хорош. Это очень разжигает огонь гордости, который способен уничтожить любые добрые начинания. В многословии ты впадаешь в осуждение, считая себя лучше других.
Соловки и люди вокруг меня учат меня этому ценному навыку- нелицемерному малословию.
Погода стоит прекрасная: переменная облачность, выглядывающее солнце и прохладный ветер. Слава Богу за такие благоприятные условия для труда на свежем воздухе за стенами монастыря.
После работы мы отправились на обед.
Послеобеденный "развод" ознаменовался для меня сменой деятельности- теперь мое послушание заключалось в покосе травы для коров и складировании ее на скотном дворе.
Косить было поручено косой, а собирать траву в холщовые мешки. Я быстро освоил косу (что удивило меня самого): косить нужно корпусом, иначе руки быстро устанут; лезвие нужно вести вдоль земли, не поднимая его и не дергая; важно беречь ноги, ведь заточенная коса может очень повредить их, а если здесь с тобой случится какая-то беда в столь короткий срок пребывания, то ты становишься не трудником, а обузой. Поэтому необходимо соблюдать аккуратность в обращении с инструментом и беречь своё здоровье. С этого дня мое послушание заключается в том, чтобы каждое утро, после службы и завтрака, за час я накашивал 3 мешка свежей травы для бурёнок. Дождь не должен быть оправданием, ведь скотинка хочет есть вне зависимости от погоды. Забавно, что в Москве мы не косим в дождь, несмотря на продвинутые бензокосилки.
Закончив покос и оттащив последний мешок травы на скотный двор, я вернулся на лесопилку, где в тишине продолжил работать совместно с Георгием.
Закончив на лесопилке я поговорил с отцом Фотием, чтобы он дал следующее послушание, но он сказал возвращаться в келию отдыхать.
По возвращении я допил чай из термоса и прилёг отдохнуть. Ждём ужина и службы.
Ужин сытный. Монастырская пища очень питательна, а местный хлеб, выпекаемый в монастыре очень свежий и вкусный. Можно есть с чаем как десерт.