Мы привыкли считать, что лень - это порок, недостаток трудолюбия, осуждаемый любым - и атеистическим, и тем более религиозным сообществом. Но даже Википедия во второй строке своей статьи утверждает, что "в условиях интенсивной работы лень может быть естественной потребностью в отдыхе".
Я очень давно обращала внимание, что особо острые приступы лени на меня всегда нападают тогда, когда у меня по горло работы и сроки уже поджимают. А вот в отпуске я почему-то совсем не ленюсь бегать с фотоаппаратом наперевес по городам и весям.
В чем же дело?
Сначала немного науки. Клетки нашего мозга (нейроны) передают сигналы друг другу с помощью особых веществ, которые называются нейромедиаторами. Нейромедиаторов в мозге несколько, один из них - дофамин. Его относительно немного - только 500 тысяч нейронов вырабатывают дофамин, при общем числе нейронов в центральной нервной системе около 86 миллиардов. Поэтому дофамин так ценится нашим организмом. Дофамин является основой нашей внутренней "системы поощрения", потому что он выделяется при мыслях о награде. За счет его выделения эволюция заставляет нас двигаться - получать еду, сон, секс, социальные поощрения.
И это первая ловушка: дофамин работает ДО получения удовольствия, заставляя животных и человека совершать некие действия для достижения заветного удовольствия. ПОСЛЕ работают уже другие гормоны. (Knutson, B., Taylor, J., Kaufman, M., Peterson, R., & Glover, G. (2005). Distributed neural representation of expected value. Journal of Neuroscience, 25(19), 4806–4812).
Для того, чтобы достичь желаемого, организму нужны силы, и тот же дофамин посылает сигналы в центр стресса, начинается выработка "гормонов стресса" - кортизола, отвечающего за возбудимость мозга и анализаторов, и катехоламинов - адреналина и норадреналина, - отвечающих за активацию сердцебиения, кровоснабжения мышц, дыхания и даже снижению аллергических реакций.
Вторая ловушка: гормоны стресса хороши только краткосрочно, когда нужно справиться с опасностью, а при длительном воздействии они очень сильно истощают организм.
Круг замыкается: желание получить удовольствие изнуряет организм.
Вот и получается, что то, что мы называем ленью, является по сути охранительной функцией организма, препятствующей изнурению в погоне за призрачным удовольствием!
Проверить, какая именно "лень" работает в настоящий момент очень просто. Если у человека удовлетворены все его потребности, то зачем ему шевелиться? Не шевелится один человек, другой, общество останавливается, поэтому такую лень и называют пороком. Наоборот, человек "шевелится" слишком много, жизненная энергия расходуется, и лень в данном случае - так называемое "охранительное торможение", "пробки" во внутреннем электрощите, я об этом уже писала .
А теперь мне стало интересно: как снова начать "шевелиться", если необходимость действий еще не прошла, а силы уже на исходе?
Подумаю об этом завтра