Вообще-то к теме кинозала F фильм "Фрезия. Холодные слезы" не имеет отношения, это экранизация манги, в которой центральное место занимает альтернативный мир, где легализована вендетта, которая практиковалась в периоде Эдо. Правда, главный герой манги вроде бы страдает шизофренией, но я бы с автором манги поспорила в этом плане - шизофрения Хироши Кано больше похожа на экстрасенсорные способности, чем на болезнь.
Режиссер Кадзуёси Кумакири в фильме сместил акценты — и на первый план выступила проблема военного травматизма. И вот тут-то начинается кинозал F. Сразу оговорюсь: типы характеров описаны именно на основе фильма: в манге-первоисточнике все персонажи совсем другие, как и идея, и даже сюжет.
В фильме ярко показаны три типа военного ПТСР (хотя в сюжете ни слове не сказано о психиатрии).
Первый тип, Ивасаки Тошио: уход в себя, классическая форма, когда пострадавший пытается избежать воспоминаний. Такой тип характерен именно для военных, выполнявших грязную работу (а на войне вся работа грязная).
Второй тип, Масаки Мидзогути: травматическая социопатия. Редкий случай, когда психологические военные травмы приводят к обесцениванию человеческой жизни и формированию социопатии и садизма.
И третий тип, Масаки Хигути и Хироши Кано: нечто среднее между уходом в себя и социопатией. Этакий социопатический аутизм, характеризующийся полной потерей эмоциональной чувствительности. Состояние тоже редкое, и его трудно описать. Но режиссеру и сценаристам это удалось, хоть и в ущерб сюжету и образам первоисточника — одноименной манги Дзиро Мацумото.
Фильм — это не экранизация, а альтернативная версия альтернативного мира. Если манга — это на самом деле мир жестокости, порождающей жестокость (знакомится с ней не рекомендую натурам впечатлительным, беременным женщинам и, тем более, детям, однако, образы психопатов там очень интересные), то фильм — это мир жестокости, порождающей боль, искажающей человека не физически, но морально и психически, превращающей в монстра.
И только боль может вернуть человека обратно... вот только чувствовать боль изуродованные люди уже не могут.
Фильм получился совсем не жестоким, несмотря на сцены насилия, а скорее, печальным, полным традиционного японского созерцания, которое не приносит покоя.
Мне снился сон. В нём было большое дерево. Ты стоял рядом с ним и приветливо мне улыбался. А я улыбнулась в ответ. И больше ничего. Больше ничего, но это было так удушающе.
Текст из фильма.
В статье использованы фотографии с сайта Кинопоиск.