В далеком Иркутске татары, конечно, жили с незапамятных времен. Но богатых и влиятельных людей из татар еще в середине XIX века особо не наблюдалось, пока чуть позднее не оказался в этих краях сын пастуха из Заказанья - Загидулла Шафигуллин.
"Какой же он богач?" - спросите вы и будете абсолютно правы. Но таков уж татарский характер, когда при наличии трудолюбия и смекалки, человек все же может изменить свою жизнь в лучшую сторону. Шафигуллин был из таких.
О жизни Загидуллы Шафигуллина стоит как-нибудь написать отдельно, т.к. у него удивительная биография. Здесь лишь отмечу, что родился в деревне Акзигитово Цивильского уезда Казанской губернии (совр. Зеленодольский район РТ). Отец семейства рано умер, а старший сын Загидулла подался в лесорубы, так он дошел до сибирской тайги.
Но в Иркутске парень из Заказанья занялся мелочной торговлей. Шафигуллин сначала торговал галантереей, крымскими яблоками, но постоянно расширял специализацию и открыл особенно выгодную торговлю мехами и пушниной. Помимо Иркутска, начал торговать и в Томске. Для подмоги из Заказанья к нему приехал младший брат Шайхулла Шафигуллин, отслуживший в царской армии.
Для выходцев из заказанской деревни, где с минаретов всегда звучал азан (и даже в самой Казани), было непривычно, что в городе нет даже молитвенного дома. Хотя мусульман проживало достаточно. В мусульманские праздники иркутские татары ездили в ближайшую деревню Пивовариха (Новоямская), где имелась мечеть. Конечно, это было неудобно.
Надо отметить, что в научной литературе история Иркутской мусульманской общины освещается, главным образом, в работах историка Галии Бобковой.
Приехавший в Иркутск в конце 1870-х годов Шайхулла Шафигуллин стал не только правой рукой Загидуллы, но и активным участником общественной жизни татарской общины города Иркутска. В этом городе он обзавелся семьей, его супруга Нафиса был такого же крестьянского происхождения.
В начале 1880-х годов было принято решение об организации официального мусульманского прихода. Для этого нужно было пройти не мало бюрократической волокиты. Прошения в высшие инстанции Загидулла и Шайхулла Шафигуллины, представлявшие интересы всех мусульман Иркутска, писали не один год.
В 1887 году на имя Шайхуллы Шафигуллина был куплен земельный участок в 3-й части Иркутска на Саломатовской улице, на котором впоследствии татарские купцы построили первую мечеть этого города.
Сначала мечеть была деревянной, при ней работало медресе. Указным муллой был избран Гариф Беймуратов, до этого неофициальным имамом в городе был человек по имени Хусаин. Его приглашали на никахи, имянаречение, похороны...
В 1902 году рядом было возведено новое каменное здание для мечети, после этого медресе перевели в здание старой деревянной мечети. Кроме мужского училища, семья Шафигуллиных организовала и постоянно поддерживала новометодную школу для девочек.
Загидулла Шафигуллин, хоть и оставался временным Иркутским купцом 2- й гильдии, в начале ХХ века постоянно проживал в Заказнье - в родном Акзегитово. А его младщий брат Шайхулла Шафгиуллин окончательно обосновался в Иркутске.
Он был единственным гласным-мусульманином в Иркутской городской думе. По своим политическим убеждениям Шайхулла Шафигуллин был кадетом. Избиратели выбирали его своим представителем в муниципалитет три срока подряд. Это еще раз иллюстрирует высокий авторитет купца. В заседаниях думы он отстаивал и интересы мусульманского населения.
В 1903 году Ш.Шафигуллин защитил от уничтожения старое мусульманское кладбище в Иркутске. Это было закрытое кладбище и в начале ХХ века территорию погоста стали захватывать арендаторы городской земли. Шафигуллин не мог оставаться равнодушным к такому варварскому поведению горожан и, как представитель местного мусульманского общества, получил разрешение от городских властей на обнесение кладбища изгородью.
В 1909 году мусульманский депутат выступил против переноса домов терпимости с Подгорной на Саламатовскую улицу. Гласный Шафигуллин обратил внимание других депутатов на то, что именно там находится Иркутская соборная мечеть.
После либеральных перемен 1905 года, по всей Российской империи особенно активно начали открываться различные общественные объединения. Двигателем мусульманской самоорганизации Иркутска снова был Шайхулла Шафигуллин.
14 марта 1905 года по его инициативе было создано Иркутское мусульманское благотворительное общество. Купца избрали председателем нового общества. Основной целью объединения было оказание материальной помощи бедным, содействие развитию мусульманских культурно-просветительских учреждений. Существовало Общество вплоть до 1917 года.
А Иркутская соборная мечеть и сегодня остается одной из достопримечательностей сибирского города. Здание когда-то построенное по инициативе татарских купцов-братьев Шафигуллиных входит в список памятников культурного наследия федерального значения.
Читайте также:
Как татарин из Заказанья построил первую каменную мечеть в Уфе