Стремясь сохранить буддийскую традицию Дхармы в чистоте, тибетцы достаточно жестко следуют канонам.
Тханки (буддийские иконы) должны быть нарисованы строго по квадратикам, определенными красками и никаких изменений в правилах быть не должно.
Художнику полагается иметь очищенный ум. Он постится и медитирует.
Процесс рисования для художника уже является медитацией - его ум сливается с умом буддийского божества, чье изображение появляется на танке.
Самые первые изображения божеств были сделаны в процессе непосредственного контакта Мастера с божествами чистой сферы. Когда ум практика очищен в достаточной степени, то он реализует способность получать учения напрямую от божеств, которые теперь становятся для него видимыми.
Таким образом первое изображение является, так сказать, точным портретом.
Божества специально для нас проявляются в понятной человеку форме. Хотя у них может быть 1000 рук, три головы, разные цвета кожи, но форма божества такова, что человека способен её воспринять.
Для других форм существования живых существ, отличных от наших, божества проявляются в подходящей для тех форме.
Изображения буддийских божеств несут в себе чистые вибрации божества. В момент визуализации их чистой формы наш ум вступает с божеством в резонанс, таким образом очищаясь. С нашего ума как бы слетают комки грязи.
Конечной целью такой практики (практики Йдама) является постепенное полное слияние с божеством.
Все чистые формы божеств в своей основе являются единым буддой, который проявляет себя в различных формах на благо живых существ. В результате практики человек сам становится буддой.
Считается, что такой результат можно осуществить в ретрите под руководством Гуру в течение трех лет, трех месяцев и трех дней.
Буддийские статуи тоже делаются строго по канону. Однажды мне подарили статую будды, сделанную без следования канону. Хоть я и ценю подарки, эту статую пришлось оставить на природе, потому что вибрации этот ,,Будда" испускал вполне человеческие и буддой не был совсем. А значит, и очистительную функцию на ум смотрящего не мог бы осуществить.
В нашем монастыре в Таши-Джонге есть художник Чёджел Ринпоче. Он рисует будд не канонически, но, благодаря чистому вИдению Ринпоче, его рисунки несут благословение.
Практики с визуализацией буддийского божества относятся к разделу тантры - практики трансформации сознания из нечистого в чистое. Чтобы приступить к такой практике, требуется получить от Ламы посвящение ( Ванг) в мандалу божества.
Мандала человека, к примеру, это наша комната, кухня, улица, страна, семья, население и все, что здесь с нами происходит. Это-не чистая мандала. Мандала божества выглядит совсем по другому. На тханках можно увидеть изображения таких мандал - они четкие и яркие.
Перед началом практики практикующий читает данный учителем текст, в котором сначала он повторяет слова буддийского прибежища, затем обещает, что будет делать эту практику на благо всех живых существ. Потом он прочитывает непосредственно текст практики и, глядя на изображение божества (сначала - пока картинка не начнет автоматически возникать в уме), старается представлять себе божество - над головой или перед собой. Или представляет божеством сам себя - так, как указано в практике.
Эти божества Самбхогакайи (проявленного изначального тела будды Дхармакайи в своих чистых формах Самхогакайи) давали обет помогать тем, кто практикует их форму.
Все делается очень строго по канону.
Текст не меняется самим практиком. Он может быть изменен только ваджрным мастером для ученика, имеющего ум определенного типа.
Когда Гуру давал нам практику, то спросил: ,,как вы хотите - много текста или мало?" Муж сказал - мало, и на следующий день нам был дан текст, сокращенный с нескольких страниц до четырех строчек.
Другие люди могут с удовольствием прочитывать длинные тексты - каждому своё .
Когда текст практики вам даёт реализованный Ваджрный Мастер, который сам является буддой, то есть гарантия того, что с тобой во время садханы работает именно это божество, а не какой-то дух.
Пример тантрической практики Ваджраяны - очистительная практика будды Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва дал обет помогать существам очищать поток их сознания.
Садхана начинается со слов Прибежища и призывания Ваджрасаттвы. Далее мы начитываеим стослоговую мантру, которую в предварительных очистительных тантрических практиках Нендро нужно прочитать сто тысяч раз (это занимет несколько месяцев).
С целью достижения полной реализации божества, практикующие уходят в ретрит, потому что для выстраивания в уме целой мандалы божества с подробностями необходимо уйти от помех, существующих при жизни в миру. Ты ак бы идешь и строишь прекрасный дом, в который приходит жить божество.
Сначала с тобой работает божество, давшее обет, самайю - Самайя саттва.
Как плод практики, в результате очищения ума практикующего, к нему может явиться уже непосредственно само божество - Джняна саттва - существо Знания.
Таким образом достигается цель практики - страдающий человек с нечистым видением становится пробужденным и навсегда избавляется от страданий сансары .
Далеко не все практикующие имеют склонность к визуализации.
Мы, к примеру, вообще не любители визуализировать, хотя во время Нёндро - предварительных очистительных тантрических практик - делали визуализацию Ваджрасаттвы.
Но это происходило в таком стиле - то нога божества выплывет, то рука.
Постепенно , правда, визуализация становилась лучше и Ваджрасаттва - Самайя саттва - стал четко появляться над головой.
В конце практики надо обязательно растворить всю выстроенную визуализацию обратно в пустое чистое пространство ума
(в начале практики все возникает из этого пространства. Форма божества состоит не из плоти и крови, как наше тело. Его форма - светящаяся и пустая).
Те практикующие, кто не имеет склонности к визуализации, медитируют непосредственно на непроявленный источник дхарм - Дхармакайю.
Есть известная история о практикующем Асанге. Он делал очень долго практику Будды Майтрейи, но результата все не было. В отчаянии Асанга ушел из пещеры и шел по дороге, не зная, куда. Вдруг он увидел лежащую на обочине дороги собаку. Ее плоть гнила заживо, а в ране копошились черви. Движимый состраданием, Асанга хотел вытащить червяков из раны и промыть ее, но понял, что таким образом он повредит червяков, чего он совсем не желал. Тогда Асанга решил, что не причинит им вреда, если станет аккуратно вынимать червячков языком. Склонившись над собакой и закрыв глаза, чтобы не чувствовать отвращения, он начал чистить рану и тут вдруг почувствовал, что собаки перед ним нет. Он открыл глаза - перед ним стоял Будда Майтрейя...Асанга воскликнул: ,,сидя в пещере, я призывал тебя столько лет, а ты все не являлся. Почему?"
На что Майтрейя ответил: ,,я всегда был рядом с тобой, но ты не мог увидеть меня. Сейчас, проявив сострадание к больному псу, ты сорвал последнюю завесу неведения".
В дальнейшем Асанга стал знаменитым святым и Будда Майтрейя передавал через него учение.
На фото статуя Будды Майтрейи (Будды грядущего) в Джанчуб Дзонге.