Найти в Дзене

Невидимая Москва: Красная площадь

Невидимая Москва: Красная площадь

Красная площадь - место особенное для москвичей. Они особенно стараются сюда не попасть.

Если вы постоянно живете в Москве, то, неожиданно, вы не только не будете сюда приезжать каждый день, но будете тщательно избегать посещения "сердца столицы". А если уж кто и приезжает, то только при наличии очень веских причин. Среди них, например:

1. Показать иногородним/ иностранным родственникам/ коллегам красоты Москвы.

2. Сделать фотосессию среди "цветущих" деревьев, на фоне новогодней ярмарки или ночных огней ГУМа.

3. После десятка коктейлей пойти гулять по Москве и встретить рассвет у Москвы-реки - самый распространенный вариант.

Другие резоны отправиться в сердце городского туризма на трезвую городу слишком экзотичны, чтобы о них рассказывать.

Собор Василия Блаженного на рассвете. Фото из Интернета
Собор Василия Блаженного на рассвете. Фото из Интернета

Перечисляя все это, я хочу донести только одну мысль. Нельзя было спрятать Красную площадь лучше, чем поместив ее на обложки всех учебников по истории России, на все туристические буклеты и плакаты, на все "русское" и "московское". Собор, выглядывающий со всех страниц инстаграма гостей столицы - он страшно всем надоел!

К тому же, если вдруг и захочется, на Красную площадь можно всегда успеть поехать, торопиться некуда. Поэтому нормальные москвичи бывают здесь примерно никогда.

Невидимая площадь, если коротко.

Это вполне естественно, потому что камни молчат, а туристы оглушительно галдят и толкаются. 1:0 не в пользу камней.

Что рассказали бы камни, будь у них голос?

Что здесь, например, отпечаталась история тысячи лет. Не безымянная, а вполне человечная, в лицах и судьбах. Как прочитать?

Из-под глубоких наслоений археологи достают многочисленные остатки поселений 9 и 10 века - и мы знаем, что здесь жили довольно развитые сообщества - они, например, владели технологией изготовления стекла, чтобы делать украшения для своих женщин.

Но не только то, что прячется под брусчаткой, имеет свои тайны.

Напряжем фантазию и оглядимся.

Здесь красные стены Кремля, но, простите за спойлер, это краска. А представьте, что это не краска в цвет кирпича, а самый натуральный кирпич, по итальянской технологии 15 века? Так было задумано при постройке - итальянцы предпочитали естественный цвет, а красить его им в голову не приходило. Да-да, крепость, как и соборы в ней, строили итальянцы.

Если посмотреть на башни и представить их без острых колпаков (шатров) - то легко вдруг осознать, что московский кремль чертовски напоминает миланский замок герцога Сфорца. Да и вообще он, оказывается, его брат-близнец (замка, не герцога).

Теперь еще одно упражнение - как бы вам понравился Кремль в белом цвете? Например, побеленный известкой - таким он был на протяжении столетий. Интересно было бы взглянуть? еще бы.

Ну а выражение о "белокаменной Москве" - тоже оттуда, крашеный известью кирпич? А вот и нет. "Белокаменной" Москва стала при весьма амбициозном князе Дмитрии Донском, лет за 150 до итальянцев. Это сейчас щит страны - ядерные боеголовки и сверхзвуковые самолеты, а в 14 веке приходилось строить крепость из белого камня - самую могучую, самую красивую среди всех русских княжеств. И это работало! Авторитет Москвы взлетел до небес с появлением такого высокотехничного оборонного комплекса. Белокаменная вошла в историю.

Надеюсь, рассматривать Кремль уже стало интересно.

Когда все башни внимательно изучены, можем поискать похожие башни по всему ансамблю. И, оглянувшись, найдем их немало.

Сначала - давайте считать башенки Исторического музея. Что за сказочный терем! Надо отдать архитекторам должное - они очень добросовестно собрали все возможные приемы народных мастеров - тут и крыша, как у терема, крылечко с шатром, и резной кирпич, и ширинки, и гирьки - чем не царские палаты? Ну а поддержать "диалог" с кремлем должны были башни и зубцы, как будто на настоящей крепости.

Исторический музей, арочные ворота с шатрами, ГУМ  (фото: Юлия Батурина)
Исторический музей, арочные ворота с шатрами, ГУМ (фото: Юлия Батурина)

Как вы, возможно, догадались, вся эта архитектура была создана с одной целью - подчеркнуть национальный стиль Государственного Исторического музея. Его экспозиция, кстати, полна подлинных шедевров. Но это тема для отдельного поста.

А мы еще не посмотрели ГУМ. Такой же узорчатый, такой же сказочный, как и музей. Его сооружали, правда, когда в Европе и в Америке уже расцвели торговые галереи, перекрытые огромными стеклянными потолками. И снова вспоминаем Милан, с его великолепной галереей Витторио Эммануэле. Московская галерея роскошью ему не уступала - здесь было все, даже собственная электростанция, одна из первых в городе. Представьте впечатление горожан от огромных окон, освещенных электричеством по вечерам, с изысканными товарами, с кафе и ресторанами, с галереей, полной солнечного света!

Но вы, возможно, зададитесь вопросом, отчего галерею поставили не где-нибудь, а посреди Красной площади? И тут помогут Яндекс.Карты: весь район покрыт сетью переулков, чьи названия подозрительно тесно связаны с торговлей: Рыбный, Хрустальный, Ветошный... Верхние Торговые Ряды, Средние Торговые Ряды. Все это не случайно, потому что и площадь долго называлась не площадью, а Торгом. Это был целый торговый район, разновидность Сити.

Представьте теперь, что все открытое сейчас пространство было заполнено лавками и церквушками - именно так выглядела площадь в средневековье. Это было сердце города, потому что Москва все свое существование была связана с торговлей. Столица или нет - Москва всегда занята делом, всегда кипит и бурлит. И все жизненные общественные процессы зарождались не где-нибудь, а именно на площади. Бунты, объявление войны или новых налогов, крестные ходы, коронации и прием иностранных послов - все самое важное, что могло случиться в городе, случалось здесь. Да, вы стоите на этом самом месте.

Значение его можно понять глубже, если вспомнить, что весь район (он назывался Китай-город) был обнесен стеной. Ворота с двумя острыми шатрами, что виднеются возле Исторического музея - и есть напоминание о той мощной стене, с зубцами и башнями.

А ГУМ, с его яркой и праздничной архитектурой - это памятник славному времени, когда Красная площадь, или Торг, или Пожар, как его называли - был центром городской жизни.

Иверские ворота и часовня - напоминание о Китайгородской стене. В арке проезда видно собор. (Фото: Юлия Батурина)
Иверские ворота и часовня - напоминание о Китайгородской стене. В арке проезда видно собор. (Фото: Юлия Батурина)

Красная площадь стелется, разворачивается по ходу, как пьеса Бернарда Шоу - с завязкой, поворотами сюжета, кульминацией и развязкой.

И все это убранство, вся площадь - нужны для того, чтобы подчеркнуть свою главную жемчужину - собор. Сомневаетесь? представьте, что за собором стоит бизнес центр, а окружают его жилые дома в 20 этажей. Представили? Это и есть то, что называется контекст.

Красная площадь - это обрамление собора, филигранно отработанный контекст. Московское небо - его фон. Самый лучший, самый дорогой в мире фон.

Как только не называли собор горожане и приезжие!

И каменным цветком, и букетом цветов, и Тадж-Махалом, и мечетью. Наполеон пытался вывезти его во Францию, а когда понял, что не сможет этого сделать - решил взорвать. Но, к счастью, фитили намочило дождем, и возвратившееся русское войско успело спасти собор.

Знаменитый Ле Корбюзье, отрицавший любое украшательство в архитектуре, собор счел чуть ли не личным оскорблением. Его проект реконструкции Москвы после революции предполагал уничтожение всего исторического центра вместе с собором - и застройку панельными домами.

Но не только Ле Корбюзье хотел изменить облик площади. Проекты выдвигались разнообразные. Вот некоторые из них:

Красная площадь должна была стать иной.

Но - о чудо! Ле Корбюзье не достучался до советского руководства. Сносить собор запретил лично товарищ Сталин.

Красная площадь. Фото: Юлия Батурина
Красная площадь. Фото: Юлия Батурина

В итоге изменилось немногое. Окружающие пристройки на Васильевском спуске расчистили, и собор заиграл своими формами в освободившемся пространстве, как будто получив второе дыхание.

Сегодня площадь - это большая концертная площадка для государственных шоу. И, конечно же, топовая метка в инстаграме для приезжих.

Москвичи сюда приезжать не любят.

Однако же здесь есть чему удивиться и что изучать. В посте я только намекнула о том, что можно здесь найти. История Красной площади много, в тысячи раз глубже и интереснее!

А про самое вкусное - собор - я расскажу в следующем посте.

Мой канал только начинает свой путь, и мне очень нужны ваши лайки) А ваши подписки помогут мне писать продуктивнее и бОльшим энтузиазмом!

Спасибо, и до новых встреч. Ваш гид-архитектор, Стефания Жеренкова