В последнее время, когда заходит речь о проблемах и достоинствах советской экономической модели, слышится множество голосов, повторяющих известную цитату сами знаете кого о том, что кроме калош в Советском Союзе ничего более не производили. Однако это представление об уровне развития промышленности СССР глубоко ошибочно.
Во многом наша страна опережала ведущие европейские страны, создавая проекты, на годы опережающие все западные наработки. О них сейчас и поговорим.
В довоенные годы СССР стремился во всем быть первым, и символом этого стремления вполне можно считать самый мощный и скоростной для того времени паровоз ИС (Иосиф Сталин) 20-16. Разрабатывать паровозы этой серии начали еще в 1930-х годах, ИС 20-16 стал вершиной ее развития.
Мощность силовой установки составляла 3000 л/с, а со специальным обтекателем, сконструированным авиационными инженерами из МАИ, ИС 20-16 смог разогнаться до 155 км/ч. Для Европы в то время это был лучший результат, и в 1937 году ИС 20-16 стал обладателем премии Гран-при на Всемирной парижской выставке. Всего было выпущено около 600 паровозов серии ИС.
Всего через пару десятилетий после окончания Великой Отечественной в СССР уже начали строить атомный ледокол «Ленин». Ядерной силовой установки в то время не было ни у одного надводного судна в мире. В Арктике ледокол проработал три десятка лет, после чего его вывели из эксплуатации, поставили в Мурманске на вечную стоянку и организовали музей.
Самым крупным в мире транспортным самолетом стал советский Ан-225 «Мрия», причем, имея грузоподъемность до 250 тонн, он и по сей день остается самым грузоподъемным. Построенный в единственном экземпляре более трех десятилетий назад, Ан-225 до сих пор поднимается в воздух.
Сегодня «Мрия» принадлежит Украине, хотя строительство самолета было возможно лишь благодаря кооперации сотен предприятий на всей территории СССР. Мощностей одной Украины совершенно недостаточно для того, чтобы возобновить производство Ан-225 или аналогичных по грузоподъемности машин.
Зато в России до сих пор серийно выпускается крупнейший в мире транспортный вертолет Ми-26, способный перевозить до 20 тонн груза, что до сих пор является мировым рекордом. Вертолет широко используется в десятках стран - участвует в миротворческих миссиях, тушит лесные пожары и выполняет ряд других задач.
А наиболее грузоподъемным и тяжелым вертолетом, когда либо созданным в мире, был тоже советский Ми-12, разработанный для перевозки компонентов баллистических межконтинентальных ракет. В 1969 году он установил абсолютный рекорд, подняв на высоту 2255 метров груз массой более 44 тонн. До него еще был Як-24 - «летающий вагон», который тоже поставил два мировых рекорда.