В первой части интервью мы говорили о том, кто же такой современный художник и где он может работать, что такое концепт-арт и в чем должен разбираться концептер. В продолжении Андрей расскажет о своей работе и персональных проектах, поделится своим опытом в саморазвитии и самопродвижении.
Напомним, Андрей (Andivart) Иванов — опытный концепт-художник из Харькова. Андрей работает в Plarium с 2013 года. Сейчас он занимает позицию Concept Art Team Lead. Он принимал участие в создании таких игр, как: Soldiers Inc.; Total Domination: Reborn; Sparta: War of Empires; Nords: Heroes of the North; Stormfall: Rise of Balur и других. Однако среди своих подписчиков он в первую очередь известен персональными проектами: «May», «School Days», «The Butcher Biff» и «Nick Travell».
Работа
Ты — Concept Art Team Lead в Plarium. В чем заключается твоя работа?
Я веду команду. В нашем департаменте я дополнительно выполняю обязанности арт-директора на проекте. Поэтому я слежу не только за своей командой, а еще и в целом за визуалом. В рамках задач тимлида я руковожу командой концептеров, 3D-художников, оцениваю финальную картинку, даю фидбеки, правки и утверждаю результат. Когда есть время, немного занимаюсь прямыми обязанностями концептера.
Если не брать во внимание твои обязанности арт-директора, насколько сильно позиция лида отличается от позиции художника?
Лид может заниматься рисованием на 40 % меньше, чем концепт-художник. В лучшем случае — на 30 %. Потому что есть еще всякие административные и менеджерские моменты. Где-то нужно давать профессиональный фидбек, а где-то просто с людьми работать. Митинги, все эти совещания, они отнимают время непосредственного рисования. Но все равно, процесс ведь идет, работа двигается, и вклад вкладывается.
С кем лиду необходимо коммуницировать во время работы?
У нас классическая ситуация. Есть запрос от гейм-дизайна. Я беру задачу, распределяю на ключевые моменты, определяю фракции или направления и выдаю эту задачу специалистам. Параллельно мы обсуждаем все на митингах. Когда работа уходит концептерам, они тоже вносят свои идеи, которые уже работают на общую концепцию. Дорабатывают образы персонажей или локации, глубже прорабатывают историю и подчеркивают ее в деталях.
Когда концепт-художник предлагает свои идеи, я говорю ему сделать мудборды. Потом я их смотрю и что-то корректирую, например: «Это может быть ночь» или «Этот интерьер можно сделать вокруг чего-то другого». Но при этом я еще помню об общей концепции — может ли это существовать в мире игры или нет. Я стараюсь, чтобы такого не было, что я — мозги, а кто-то — руки. Довольно важно, чтобы человек вносил свои мысли, но при этом также важно, чтобы они не растекались. Потому что если совсем отпустить, то оно пойдет в разные стороны. Зачастую ребята тоже понимают, куда надо двигаться. Но иногда бывает, что нужно подкорректировать какие-то моменты в процессе.
Ты не скучаешь по большому объему рисования?
Мне на самом деле очень нравится менеджерить, создавать видение, работать с разными командами. Бывает, назначат кого-то и он страдает, потому что вместо того, чтобы порисовать или помоделить, ему приходится за всем этим следить. У меня такого нет. Я получаю удовольствие от того, что имею возможность комплексно работать с продуктом и выстраивать его виденье. Непосредственно рисование я стараюсь компенсировать персональными проектами.
Бывают такие люди, у которых нет увлечений, потому что работа их полностью удовлетворяет. Как ты относишься к таким людям, и что ты вообще по этому поводу думаешь?
Конечно, бывают такие ситуации, когда работа полностью совпадает с твоими интересами. Ты максимально отдаешься работе, в положительном смысле горишь и получаешь удовольствие от того, что делаешь. Не раз были такие периоды, когда я просто летел на работу, чтобы продолжить заниматься тем, что я там делал. Но в какой-то момент оно перерастает во что-то большее.
Сначала ты кайфуешь от выполнения задач, которые тебе нравятся, а потом у тебя начинает включаться общее видение, и не всегда есть возможность начать осуществлять его на работе. Поэтому хобби может быть тоже рисование, но рисование чего-то своего или в каком-то другом направлении.
Я могу сказать, что мое хобби, как рисование, и профессия, сильно сочетаются. Мне нравится то, что я сейчас делаю на работе, несмотря на то, что рисую я там меньше. Дома я уже работаю над своими личными вещами. Сейчас у меня цель не просто рисовать что-то красивое, а создавать мини-проекты. В целом, лично в моем развитии, я больше делаю упор на мышление, а не на рисование.
Персональные проекты
Расскажи о своем персональном проекте «May»
История на самом деле довольно случайная. Я начал участвовать в Mermay в 19-м году. Написал первую картинку с композицией, вид сверху. И она хорошо стрельнула просто как картинка. Когда я начал работать над следующей, то подумал: «Почему бы не использовать ту же русалку с какой-то оригинальной композицией?». И следующая картинка, где May вытаскивает парня из воды, просто начинает рвать мои рекорды по лайкам и подпискам.
Я подумал: «Прикольно. Теперь надо как-то продолжить». Я нарисовал сзади чуваков, которые заметили, как она вытащила парня из воды, и зацепился за идею. Она его вытащила, ее заметили. Но она же хорошая, она должна ему помочь. Я придумал, что она поплывет за «лепестком жизни», чтобы его оживить.
Следующую композицию я тоже нарисовал, отталкиваясь от предыдущих иллюстраций. А потом смотрю, что дело идет — людям нравится, они подписываются, комментят. С четвертой картинки я уже решил продумать историю до конца. До этого я шел без общей идеи, поэтому оно чуть-чуть рваное. Как будто в некоторых местах не хватает кадров. Но история работает, несмотря на дыры. Дальше я старался продвигать ее более логично.
С какими трудностями ты столкнулся во время работы над этим проектом?
Главная трудность была в том, что его нужно закончить. В итоге получилось 12 иллюстраций, и было довольно сложно собраться и закончить это все, несмотря на то, что я вроде бы не потерял общий ритм. Мне всегда сложно заканчивать, потому что параллельно возникают новые идеи, на которые хочется переключиться, из-за того, что долго варишься в одном. Причем очень концентрированно варишься, с грузом ответственности из-за ожиданий подписчиков.
Со стороны, наверно, кажется, что раз — и сделал 12 штук, не так уж и много. Но в процессе реально устаешь. Все время думаешь, читаешь реакции, переживаешь о том, что можно сделать по-другому, придумываешь твисты, которые всех снова «взорвут»… Все это накапливается и становится тяжело. Но в то же время вся эта сложность вдохновляет и мотивирует в целом.
Можно ли объединить персональные проекты с основной работой, чтобы проще было переключаться между ними?
На самом деле как раз в этом вся фишка — переключаться. Допустим, у тебя есть два блюда: пирог и лазанья. Тебе нравятся оба эти блюда и ты думаешь: «Почему бы не положить пирог сверху на лазанью и есть это одновременно потому, что и то и то вкусно». Но нет, так не работает. Персональные проекты можно объединить с работой, если они перерастают в большие коммерческие проекты.
Если человеку не нравится то, что он делает на работе, тогда это переключение для него просто необходимо. А тем, кому повезло, кому нравится то, чем они занимаются на работе, будет дабл бонусом прийти домой и заняться реализациями своих идей в другом направлении. Я отношусь ко вторым, мне повезло.
Как можно оценить перспективность идеи?
Если мне приходит идея, я понимаю, что это может быть интересно и мне хочется все бросить и начать это делать, чтобы хотя бы что-то зафиксировать — это уже хороший сигнал. Если при этом еще и отчетливо видишь то, чем это может стать, то вообще супер. Не в смысле видишь, как выглядит каждый пиксель в этой серии, а понимаешь эмоциональный посыл, как это в комплексе выглядит. Чем четче у тебя в голове финальная картинка, тем больше шансов на то, что оно действительно будет работать.
У меня недавно появилась идея с путешественником. Это мой второй или третий проект. Хотелось рисовать environment, но не хотелось прервать череду того что я на тот момент делал. И придумалось так: почему бы это не был бы какой-то фейковый аккаунт трэвел блогера, который путешествует в реальном мире и времени, теми же маршрутами, только в стилизованном мультяшном виде. Он ведет свой Instagram, раз в неделю выкладывает по фоточке того места, где он побывал или находится сейчас. Тем самым я решаю вопрос случайного энвайронмента, который мне бы хотелось порисовать. Так появился Nick Travell. Он получил очень хороший отклик — у него уже 10 тыс. подписчиков.
https://www.instagram.com/p/CEFY1xUDR74/
У этого проекта есть еще одна задача. Пока я путешествовал, не всегда успевал нарисовать и выложить иллюстрацию. К примеру, я был на лавандовых полях в Провансе, и представил себе какая картинка может получиться, но я не успел ее нарисовать. А такое классно выкладывать пока ты путешествуешь, потом это становится неактуальным. Nick Travell — это второй шанс для подобных иллюстраций.
Развитие, продвижение и монетизация
Сколько времени ты уделяешь рисованию?
Моя работа так или иначе связана с рисованием, хотя непосредственно рисую я не целый день. Это либо рисование, либо обсуждение, либо фидбеки. Поэтому — рабочие часы, плюс, бывает, полчаса-час сверху. Для себя я сейчас рисую в основном по ночам, как раньше. Но хороший ритм у меня выработался с конца прошлого года и продержался до карантина. Тогда я по утрам садился в кафе, и рисовал один час до того как пойду на работу. Это был, пожалуй, самый продуктивный период, когда я что-то делал для себя.
С утра это лучше делать, во-первых, потому, что есть ограниченное время. Его можно увеличивать, но для этого придется еще раньше вставать. По факту получается, что работа идет гораздо стабильнее. Пять часов в неделю я точно рисую свои проекты, и эти пять часов выжимаются на сто процентов. Когда я заказываю кофе, я уже максимально включен в процесс и включен в него до последнего, когда уже пора выходить.
Если я работаю дома, по вечерам, то в первый день могу рисовать два-три часа, но на следующий день уже через час я устал и хочу посмотреть с женой сериал, уделить время малышу или вообще пойти погулять с ним. А еще через день снова то же самое, потому что сериал понравился. Потом всего полчасика порисовал. Если просуммировать, то в неделю активного рисования по вечерам становится гораздо меньше, чем пять часов. В лучшем случае это четыре часа.
Вечером обычно еще нужно посидеть, покрутить ленту, отвлечься, что-то поискать. Где-то полчаса-час уходит только на настройку и только потом начинаешь рисовать. Очень много времени тратится не туда. А если это делать с утра, то всегда имеешь стабильный промежуток времени, в который ты максимально включаешься. Плюс утром больше энергии.
Как себя продвигать
Молодые художники почему-то игнорируют необходимость самопродвижения. Они думают, что главное — как можно скорее научиться рисовать и тогда тебя заметят, сразу придет слава, ты проснешься знаменитым и так далее. Но сейчас это немного не так работает. Нужно себя продвигать, заявлять о себе. Как это нужно делать?
Я свой Instagram не продвигал рекламой. Один раз я заплатил 5 долларов — получил пять человек. Попробовал еще раз, может стоит больше денег вложить для большего охвата. Заплатил 20 долларов и получил 11 человек. Подумал, что это сильно дорого и больше никогда так не делал. А через год я нарисовал «May», и понял, что лучше всего делать ставку на эмоциональный крючок, который понравится людям так, что они захотят этим поделиться.
Лучший способ продвижения — это когда делятся твоей работой. Чтобы ею делились, она должна как-то зацепить, возможно, чуть-чуть шокировать. Но при этом шок-контент должен быть, скорее, не какой-то агрессивный, но который заставляет задуматься, что бы было, если бы это случилось или чего бы не было.
В Instagram очень важно ставить хэштеги, потому что многие на них подписываются и у них в ленте высвечиваются люди, на которых они не подписаны. Вначале «May» мне очень повезло, что в первые 10 минут ее лайкнули много людей и она попала в тренд хэштега.
Еще один важный момент — ритмичность. Желательно минимум один раз в неделю что-то постить. Тогда есть минимальная активность. Возможно, не стоит постить что-то каждый день, чтобы не спамить, хотя нельзя сказать, что это дело проверенное. Сейчас я потихоньку вхожу обратно в ритм, длительное время ничего не выкладывал и активность упала, много людей отписались. И это только подтверждает мою теорию «регулярности». Важно поддерживать определенный ритм. Чтобы его поддерживать нужно иметь план действий.
Гораздо сложнее, когда это что-то рандомное, ведь каждый раз нужно сильно напрягаться: «Что бы сейчас нарисовать?». Если это не дудлы, которые ни к чему не обязывают. Но обычно же хочется, чтобы это было что-то серьезное и людям нравилось, соответственно, каждый раз нужно думать. Если есть продуманные наперед вещи, которые можно потихонечку делать и выкладывать как серию, то это будет поддерживать определенный ритм в социальных сетях.
Социальные сети — это сейчас архиважно. Художнику даже не так нужен сайт. Только нужно смотреть где пойдет. У кого-то в Tumblr идет, у кого-то в Twitter, у кого-то в Facebook, а у кого-то в Instagram. По моему опыту, Instagram лучше всего. Он в целом больше заточен на картинки и у него отклик гораздо легче, чем в других соцсетях. Я везде пробовался.
Ты продаешь кисти и иллюстрации по слоям для обучения, насколько это пользуется спросом и можно ли это рассматривать как хороший пассивный доход для художника?
Специально для читателей 3Dpapa Андрей предлагает скидку 25 % на покупку SpeedPaintinc Pack. Промокод ANDIVART действует до конца сентября.
Да, это можно рассматривать как пассивный доход. Для меня хорошим бустом послужило количество подписчиков в Instagram. Когда я сделал пост и начались продажи, алгоритмы ArtStation подняли мой Speedpainting Pack наверх. Если обратить на это больше внимания, то в какой-то степени это может стать основным источником дохода. Он вполне может вырасти в нормальную IT зарплату.
Все, что я сделал, чтобы начать дополнительно зарабатывать с уже нарисованных работ — организовал все в пак и оформил. Чтобы оформить, нужно придумать описание, сделать основной thumbnail, плюс один-два превью слайда, организовать файлы так, чтобы их было удобно просматривать. Еще я сделал превьюшки в Instagram. Это заняло какое-то время, наверно, суммарно полдня.
Первое время мне капало от 100 до 250 долларов месяц. Сейчас я никакой активности в Instagram не вел и получилось $50. Это абсолютно не значит, что если я выложу Speedpainting Pack #2, то мой доход удвоится. В лучшем случае он вырастет процентов на 10, но тем не менее, когда я увидел, что продажи идут, то подумал, что надо написать список — чек-лист с тем, что нужно делать в следующий раз. Чем больше таких паков, и желательно разных, тем больше доход.
На старте очень важно, чтобы было, где пропитчить. В моем случае это был Instagram. Сейчас я провожу неагрессивную рекламу под каждым постом. Пишу, что есть ссылка и если хотите поддержать меня и мою деятельность, то можете купить пак. Опять-таки, активность добавляет всему этому жизнь. Способ хороший. Я не пробовал это, пока у меня было не много подписчиков.
Если заработает PayPal, то параллельно можно то же самое делать еще и на Patreon. Сейчас у Nick Travell стало 10 тыс. подписчиков и он планирует продавать постеры из мест, где он побывал. Это еще одна идея как монетизировать количество подписчиков.
Со мной связывались ребята из ArtStation. Рассказывали всякие интересные штуки про их свежее обновление и про то, как это работает. Что важно потихоньку обновляться, тогда ты остаешься сверху. При этом есть место для тех, кто только выложился. Они сейчас работают над алгоритмами. Занялись этим всерьез. Намекали, что некоторые художники просто уже перестали ходить на работу и начали делать то, что им нравится.
первую очередь на своих идеях, их реализации и старайтесь доводить планы до финальной точки.
Научитесь созданию 3D-моделей в Maya — для ваших личных проектов или профессионального роста c курсом 3D-Modeling Artist от 3dmaya.com.ua
Интервью провел Олег Мощенко.
Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Vkontakte, Pinterest.