Найти тему
Моя исторія

Нина Варзар. Великий Шостакович полюбил ее за смех...

Если вам надоело вместе со мной копаться в историях болезни, просто посмотрите на эти фото. Это Артем Алиханьян и Нина Шостакович с супругом. Сегодня я расскажу одну из самых невероятных романтических историй болезни своего времени. 

Артём Алиханьян
Артём Алиханьян

История 23. Нина Варзар, Дмитрий Шостакович и Артем Алиханьян. 

Нина Васильевна Варзар была не только одной из самых привлекательных девушек своего поколения, она была умницей. Задолго до всеобщего романтического разделения на физиков и лириков она получила специальность астрофизика и занималась космическими ливнями. 

Великий Шостакович полюбил ее за смех – когда девушка смеялась, казалось, что кто-то неосторожно встряхнул драгоценную хрустальную люстру, увешанную серебряными колокольчиками. Ревнивая Кора Ландау называла девушку золотой – золотые волосы, золотые глаза, золотой характер и искренне любила ее за спокойный рассудительный нрав и твердый стержень внутри, которого, видимо, была лишена сама. 

Шостакович переживал одну из первых в жизни любовных драм. В 1922 году неожиданно умер его отец, Дмитрий Болеславович Шостакович, и вероятно на нервной почве на шее у молодого композитора появилась крупная опухоль, почти не оставляющая сомнений в ее злокачественности. К счастью, худшие опасения врачей не подтвердились, исследования показали «всего лишь» туберкулез лимфатических желез. В санатории, куда юноша был отправлен на лечение, он встретил свою первую большую любовь, Татьяну Гливенко. Девушка тщетно ждала логического завершения ухаживаний и свадьбы, однако предложения так и не последовало. Дмитрий рассуждал о модной в те годы теории свободной любви, убеждая любимую в том, что штамп в паспорте к чувствам не имеет ни малейшего отношения, и …. лгал ей. Правду он писал матери – его не привлекала плотская сторона любви. Роман так и остался платоническим и закончился … свадьбой несостоявшейся невесты и скорым рождением у неё первенца. 

Шостакович переживал страшно, его мучала глухая ревность, но девушка была прочно счастлива в браке и материнстве, предпочтя сильное мужское плечо и остальные части крепкого тела супруга романтическим порывам подающего надежды музыканта. 

Не прошло и нескольких месяцев, как Шостакович женился на Нине, девушке с золотым смехом. Шостакович писал матери уже совсем иное - я наслаждаюсь совершенным духовным и телесным счастьем каждый день. Страх перед плотской стороной любви был преодолен. 

Полагаю, Татьяна была несколько расстроена, когда опера ее несостоявшегося жениха "Нос" увидела свет. Дмитрию Дмитриевичу было всего 22 года. В 26 лет он написал свою знаменитую "Леди Макбет Мценского уезда". Вдохновившись творчеством Лескова и Кустодиева, он создал великое произведение и посвятил его своей Ниночке. 

-2

Все называли ее Нита, Ниточка. Хрупкая девушка взяла на себя все заботы по дому, быту, вела счета и общалась с толпами поклонниц, которые мечтали приручить молодую и очень перспективную знаменитость, купавшуюся в лучах похвал и славы. Нита вежливо принимала охапки цветов от восторженных почитательниц и наглухо закрывала перед ними двери квартиры на улице Марата. Дмитрий, уткнувшись в рояль, ничего вокруг себя не замечал. 

Проблемы начались, когда западная пресса стала называть Шостаковича гением музыки нашего времени. В СССР был лишь один гений, и к музыке он отношения не имел. Одного сурового взмаха бровей генсека было достаточно, чтобы из гениальной музыка Шостаковича превратилась в сумбур. Началась травля. Газетные статьи – не самое страшное в этой истории, гораздо опаснее были камни, которые простые советские меломаны кидали в окна Дмитрия Дмитриевича и Ниты. Из композиторов Шостакович был разжалован в преподаватели консерватории, денег не хватало. И Нита пошла работать. 

Артем Алиханьян, выдающийся физик, родной брат Абрама Алиханова, выдающегося физика, Артюша и Абуша – так называли их друзья. Братья блистали талантом и благополучием. Артем - герой моего рассказа. 

Артем работал в те годы в «капичнике», институте Петра Капицы, великого и ужасного Кентавра, как прозвал его шутник Ландау. Половина его была человеком, а половина- скотиной, - писал добрейший Лев Давидович о коллеге, – если совместить обе половины, получится Кентавр. Капица прозвище свое очень любил, однако о том, из каких составных частей оно состоит, ему из деликатности не сообщали. 

Нита пошла работать в лабораторию к Артему. Это было настоящее спасение для семьи, где подрастали, несмотря на запреты врачей рожать из-за-больных почек, дочка Галя и сын Максим. Нита стала той каменной стеной, которая надежно закрыла Дмитрия Дмитриевича от остального мира, оставив его наедине с его роялем и музыкой. Остальное Шостаковича просто не интересовало. А зря. 

Проблема была в том, что Артюша был влюблен в Ниту. Он обожал ее и готов был на все. Он полюбил ее с первого взгляда, когда она сбегала, смеясь, по лестнице в университете, и со второго взгляда, когда увидел ее, стройную и гибкую, на теннисном корте, третьего взгляда уже не понадобилось. 

Максим Дмитриевич пишет о Нине – мама была для нас всем, она обеспечивала семью необходимым, много работая и получая неплохую зарплату. Нита занималась элементарными частицами и изучала узкие космические ливни. Вместе с Артемом они выезжали в Армению, на Арагез, в высокогорную лабораторию. 

Свел Артема и Ниту Ландау. Его свободное сердце трепетало, когда каждый вечер к ним с Корой приходил грустный Артюша. Узнав, что Нита вернулась а Москву из эвакуации, Лев Давидович потребовал номер телефона Ниты и тут же набрал его. Мысль о том, что к телефону может подойти супруг, Ландау не посетила. Впрочем, на звонки в доме всегда отвечала Нита. 

- Это Дау! Приезжайте, Кора очень хочет с Вами познакомиться! 

С тех пор Нита часто бывала у Льва Давидовича и Коры Ландау вместе с Артёмом, позже к компании присоединился и Дмитрий Дмитриевич. Могу себе представить, какими прекрасными были их вечера и застолья у Ландау на Воробьевых горах, да и приемы после премьер и концертов у Шостаковичей, которые организовывала Нита. Гостей ждал прекрасно сервированный стол, изысканные блюда и красивая хозяйка. 

Артем страдал от безответной любви, ничем не выдавая своих желаний. Принято считать, что Дмитрий ничего не замечал, он был увлечен только музыкой. Так ли это? Я насчитала по крайней мере два его серьезных увлечения молодыми дамами и один краткосрочный развод с Нитой. Развод, впрочем, длился совсем недолго, и Шостакович довольно скоро вернулся за свою каменную стену. 

Шостакович был в опале, жил на средства Ниты, а Артем процветал. Армянский академик, член- корреспондент, директор собственного института, любимец Берии, возил Ниту на белоснежном бьюике. Ните льстило его преданное внимание. 

Однажды Нита в шутку сказала верному Артему – если вы откроете новую частицу, я, пожалуй, выйду за вас замуж! Видимо так же заливисто смелась ветренная Оксана, посылая готового на все Вакулу за черевичками, которые носила царица. 

Каково же было всеобщее удивление, когда через год на Арагезе Артём получил новую частицу! К сожалению, это была лишь ошибка приборов. Ландау истово защищал друга от нападок научных доброжелателей, со всей страстью доказывая, что неудача это тоже результат. 

И вдруг случилось невероятное – Шостакович начал ревновать Ниту, вдруг обнаружив, что она много работает и часто уезжает в научные командировки в Армению. Поводом для тревоги стало то, что Нита резко помолодела и стала похожа на девочку, несмотря на свои 43 года. А дело было в сильной потере веса, платья, купленные в Америке на гонорары мужа, стали Ните велики. Дмитрий Дмитриевич настоял на обследовании. Нита легла в кремлевскую больницу, прошла двухнедельное обследование и уехала на Арагез, получив заключение ведущих медиков страны о своем совершенном физическом здоровье. 

Поздняя осень некрасива лишь в Москве – снег, слякоть, грязь и серость. В Армении это время золота деревьев, относительного тепла и вкусных плодов. В эту пору вся советская элита уезжала на юг, а Армения была Меккой для артистов – Райкин, Вертинский, Утесов отправлялись на гастроли в Армению именно поздней осенью.

Артем, молодой знаменитый физик, и золотая Нита Шостакович, разумеется, были звездами тусовки. Концерты и застолья следовали своей чередой, а прекрасная золотая Нита, худея на глазах, не замечала ни усталости, ни боли. После одного из ужинов, закончившегося под утро, она попала в больницу со страшными болями. Ее оперировали лучшие хирурги республики. 

Шостаковичу сообщили о несчатье в антракте концерта, он взял Максима и немедленно вылетел в Ереван. 

Они застали Ниту живой. Рядом с кроватью сидел убитый горем Артюша. Она приходила в себя после операции и была очень слаба. «Как прекрасно, что операция уже позади!» - все, что успела сказать своим любимым мужчинам Нита. Она скончалась с улыбкой на губах, как будто заснула. 

Это был рак. 

Ей ничего не сказали, тогда о раке не сообщали больному. Во время операции хирурги устранили непроходимость, но потревожили злокачественную опухоль сигмовидной кишки. Были тогда области тела, недоступные для рентгена, опухоль Ниты была невидима врачам. Ее упустили. 

Шостаковичи, убитые горем, улетели на рейсовом самолете, а Артем повез свою любимую Ниту в Москву специальным бортом в цинковом гробу с прозрачным окошком. Гроб казался серебряным, а Нита в нем лежала мертвой царевной, чуть склонив голову на бок. 

Прощались с Нитой в квартире Шостаковичей. Дмитрий Дмитриевич сидел около гроба и время от времени говорил – посмотрите, какая она хорошенькая! Разговоры о врачебной ошибке пресекал - как можно, когда смерть?

Похоронили Нину Шостакович на Новодевичьем кладбище. 

- Посмотрите, тут и для меня есть место! – говорил всем Дмитрий Дмитриевич. Позже он упокоится поблизости, как и предсказал, правда, между Нитой и ним будет еще две жены. 

Было морозно, все замерзли, Шостакович на негнущихся ногах рыдал на плече у Артема. 

- Давайте разойдемся, не надо ничего говорить, – попросил Шостакович. 

Артем прожил у Шостаковича целый месяц, пытаясь вывести его из черной меланхолии. Шостакович был ипохондриком и не переносил неприятностей. 

Возвращаясь с кладбища, убитый горем Дау читал стихи:

И перед пастью гильотины,

Достав мешок для головы,

Палач с галантностью старинной

Спросил ее:" Готовы ль Вы?".

В ее глазах потухли блестки,

И, как тогда в игре в серсо,

Она поправила прическу

И прошептала: "Вот и все!"

Вскоре Дмитрий Дмитриевич женился по второй раз. 

Артем каждый год в день смерти Ниты, пока не ушел от рака, укрывал ее могилу алыми розами. Он так и не женился. 

А про любовь Ниты и Артюши сняли знаменитый фильм «Здравствуй, это я!» с Джигарханяном и Фатеевой. Посмотрите, он очень милый.

#онкологиявистории #историяВболезни