Найти тему
Роман Рабинович

Добро пожаловать или "вход разрешен": Сообщество практиков!

Community of practice, сообщество практиков – это группа людей, объединенных общим направлением деятельности и с помощью регулярного общения улучшающих результаты своей работы. Эта методология применяется в сообществах, направленных на развитие каких-либо компетенций и навыков, в корпоративном обучении, в корпоративных Центрах экспертизы при подготовке сотрудников по цифровым специальностям.

Практики - это люди, которые практикуют, нарабатывают кейсы, реализуют проекты в заданном направлении, а не просто теоретизируют.

Общение практиков происходит на встречах.

Благодаря подготовке к встречам время их проведения сокращается, и уменьшается их количество.

Это происходит, в том числе, благодаря возможностям использования смешанного формату общения (blended communication). Это онлайн + офлайн + различные комбинации онлайна, синхронные и асинхронные коммуникации.

Подготовка к встрече Сообщества практиков - экономия времени
Подготовка к встрече Сообщества практиков - экономия времени

Так, заранее, в асинхронном общении онлайн в сообщество может выбрать для обсуждения на очередной встрече кейс (подготовленный артефакт) от одного из практиков.

Практик посылает в сообщество запрос, на который ожидает получить ответ в виде конкретных предложений – что делать? Как улучшить?

Сообщество помогает практику улучшить его кейс
Сообщество помогает практику улучшить его кейс

Также заранее, отправленные онлайн, уже могут появиться комментарии по заявленному кейсу.

К моменту синхронной встречи (онлайн или офлайн) ее участники владеют всей необходимой информацией, подготовленной заранее и используют время для эмоционального обсуждения, бренйшторминга, то, что асинхронно сделать сложно.

Лучше, чтобы устным общением управлял грамотный фасилитатор – специальная роль в сообществе практиков – он дает слово, держит обсуждение в русле темы, не дает ему превратится в болтовню.

Ходом встречи на Сообществе практиков управляет фасилитатор
Ходом встречи на Сообществе практиков управляет фасилитатор

Это важно для сообществ практиков, где культура устного общения еще не очень развита. Но на высоком уровне развития сообщества встреча может проходить и без фасилитатора.

Фасилитатор в Сообществе практиков
Фасилитатор в Сообществе практиков

Все участники встречи в Community of practice занимают роли практиков.

Их ответственность – приносить на обсуждение в сообществе кейсы (артефакты) и давать обратную связь на кейсы коллег.

Цель любой встречи в сообществе практиков – получение интеллектуального продукта, т.е. улучшение того, с чем пришел автор рассматриваемого кейса.Цель практик

Цель практика - улучшить свой кейс с помощью Сообщества практиков
Цель практика - улучшить свой кейс с помощью Сообщества практиков

Если использовать методологию гибкого управления проектами SCRUM, то автор кейса на встрече заявляет об инкременте (результате), полученном после завершенного спринта (короткого цикла работ) и ждет ответа сообщества на свой запрос (request) по этому инкременту.

В итоге он получает ответы на запрос от других практиков и довольный уходит с улучшенным инкрементом.

Идеальное количество участников сообщества практиков – 5-7, максимум 9 человек.

Сообщество практиков. Количество практиков в группе - 4-7, максимум 9
Сообщество практиков. Количество практиков в группе - 4-7, максимум 9

Важно, чтобы все его участники были вовлечены в процесс – то есть участвовали в обсуждении либо фиксировали результаты.

Если невовлеченных становится больше, чем вовлеченных, состав группы надо корректировать, предварительно предприняв попытки их вовлечь.

Задача Community of practice – поддерживать культуру общения практиков.

Как должно происходить устное общение?

  • Любой практик, желающий взять слово, должен встать так, чтобы его все видели.
  • В выступлении он должен обращаться к конкретным людям, называя их имена, смотреть на них. Эти люди так же должны стоять, чтобы было видно, между кем происходит обсуждение. Должна быть адресность.
  • Практик, чей кейс обсуждается на встрече, должен давать четкий запрос, что он хочет получить от коллег. Цель встречи – дать на него ответ.
  • В любом выступлении в конце должен быть четкий призыв к действиям – просьбу предложить действие для решения задачи, чтобы дискуссия не превращалась в бесконечное теоретизирование, а продуцировала конкретные решения для поставленной задачи.
  • Все выступления должны быть актуализированы, опираться на конкретные кейсы с указанием места, времени, людей и т.д., а не на гипотезы.
  • В устном выступлении должны присутствовать эмоции для выражения отношения к кейсу, чтобы поддерживать энергию встречи.
Культура общения в Сообществе практиков
Культура общения в Сообществе практиков

Важно, чтобы участники встречи правильно понимали друг друга, для этого необходимо придерживаться культуры общения, уточнять мысли друг друга.

Т.е. собеседник должен в ответ на какую-либо мысль собеседника отвечать: "Правильно ли я тебя понял...?"____________ и дальше транслировать то, как он понял высказывание визави.

Это позволяет избежать недопонимания и неправильной интерпретации мыслей.

Это очень важно: 99% успеха коммуникаций – это правильное понимание собеседниками друг друга.

Общение на встрече должно происходить через визуальный продукт. Собеседники должны видеть то, о чем они говорят, а не "говорящие головы" друг друга - они должны общаться через демонстрацию экрана в случае онлайн общения и с помощью монитора или флипчарта в случае офлайн-коммуникаций.

Всё происходящее на встрече должно фиксироваться: на флипчарте, в Google документе, "Живой повестке" (инструменте для проведения встреч в смешанном формате) и т.д..

Для фиксации всей информации есть специальная роль - Скрайбер.

Процесс фиксация результатов встречи называется Wrap или вреппинг (буквально это означает упаковка, заворачивание), «заврепить» - производная от этого слова. Это и есть те самые улучшения инкремента, о которых мы говорили. Вреппинг позволяет понять практику, посылавшему запрос в сообщество, что делать дальше. Информация не теряется, с ней можно работать.

Более того, если вы используете "Живую повестку,"специальный софт позволяет трансформировать эти данные в смарт - объекты – например, действия, которые надо совершить.

Встреча в Сообществе практиков
Встреча в Сообществе практиков

Встречи в community of practice должны проводиться регулярно, как минимум один раз в неделю, т.е. этот процесс должен быть непрерывным, продолжаясь также в онлайн.

Встречи в Сообществе практиков - регулярно!
Встречи в Сообществе практиков - регулярно!

Важно не воспринимать методологию, правила проведения встреч жесткой, неизменяемой конструкцией и помнить о том, что цель Community of practice – не обсуждать ради обсуждения, не следовать методологии ради методологии.

Главное – получить интеллектуальный продукт встречи, улучшить то, с чем практики приходят на встречу, чтобы они могли двигаться дальше в решении поставленных задач.

Обучение методологии Сообщества практиков - здесь.

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.