Community of practice, сообщество практиков – это группа людей, объединенных общим направлением деятельности и с помощью регулярного общения улучшающих результаты своей работы. Эта методология применяется в сообществах, направленных на развитие каких-либо компетенций и навыков, в корпоративном обучении, в корпоративных Центрах экспертизы при подготовке сотрудников по цифровым специальностям.
Практики - это люди, которые практикуют, нарабатывают кейсы, реализуют проекты в заданном направлении, а не просто теоретизируют.
Общение практиков происходит на встречах.
Благодаря подготовке к встречам время их проведения сокращается, и уменьшается их количество.
Это происходит, в том числе, благодаря возможностям использования смешанного формату общения (blended communication). Это онлайн + офлайн + различные комбинации онлайна, синхронные и асинхронные коммуникации.
Так, заранее, в асинхронном общении онлайн в сообщество может выбрать для обсуждения на очередной встрече кейс (подготовленный артефакт) от одного из практиков.
Практик посылает в сообщество запрос, на который ожидает получить ответ в виде конкретных предложений – что делать? Как улучшить?
Также заранее, отправленные онлайн, уже могут появиться комментарии по заявленному кейсу.
К моменту синхронной встречи (онлайн или офлайн) ее участники владеют всей необходимой информацией, подготовленной заранее и используют время для эмоционального обсуждения, бренйшторминга, то, что асинхронно сделать сложно.
Лучше, чтобы устным общением управлял грамотный фасилитатор – специальная роль в сообществе практиков – он дает слово, держит обсуждение в русле темы, не дает ему превратится в болтовню.
Это важно для сообществ практиков, где культура устного общения еще не очень развита. Но на высоком уровне развития сообщества встреча может проходить и без фасилитатора.
Все участники встречи в Community of practice занимают роли практиков.
Их ответственность – приносить на обсуждение в сообществе кейсы (артефакты) и давать обратную связь на кейсы коллег.
Цель любой встречи в сообществе практиков – получение интеллектуального продукта, т.е. улучшение того, с чем пришел автор рассматриваемого кейса.Цель практик
Если использовать методологию гибкого управления проектами SCRUM, то автор кейса на встрече заявляет об инкременте (результате), полученном после завершенного спринта (короткого цикла работ) и ждет ответа сообщества на свой запрос (request) по этому инкременту.
В итоге он получает ответы на запрос от других практиков и довольный уходит с улучшенным инкрементом.
Идеальное количество участников сообщества практиков – 5-7, максимум 9 человек.
Важно, чтобы все его участники были вовлечены в процесс – то есть участвовали в обсуждении либо фиксировали результаты.
Если невовлеченных становится больше, чем вовлеченных, состав группы надо корректировать, предварительно предприняв попытки их вовлечь.
Задача Community of practice – поддерживать культуру общения практиков.
Как должно происходить устное общение?
- Любой практик, желающий взять слово, должен встать так, чтобы его все видели.
- В выступлении он должен обращаться к конкретным людям, называя их имена, смотреть на них. Эти люди так же должны стоять, чтобы было видно, между кем происходит обсуждение. Должна быть адресность.
- Практик, чей кейс обсуждается на встрече, должен давать четкий запрос, что он хочет получить от коллег. Цель встречи – дать на него ответ.
- В любом выступлении в конце должен быть четкий призыв к действиям – просьбу предложить действие для решения задачи, чтобы дискуссия не превращалась в бесконечное теоретизирование, а продуцировала конкретные решения для поставленной задачи.
- Все выступления должны быть актуализированы, опираться на конкретные кейсы с указанием места, времени, людей и т.д., а не на гипотезы.
- В устном выступлении должны присутствовать эмоции для выражения отношения к кейсу, чтобы поддерживать энергию встречи.
Важно, чтобы участники встречи правильно понимали друг друга, для этого необходимо придерживаться культуры общения, уточнять мысли друг друга.
Т.е. собеседник должен в ответ на какую-либо мысль собеседника отвечать: "Правильно ли я тебя понял...?"____________ и дальше транслировать то, как он понял высказывание визави.
Это позволяет избежать недопонимания и неправильной интерпретации мыслей.
Это очень важно: 99% успеха коммуникаций – это правильное понимание собеседниками друг друга.
Общение на встрече должно происходить через визуальный продукт. Собеседники должны видеть то, о чем они говорят, а не "говорящие головы" друг друга - они должны общаться через демонстрацию экрана в случае онлайн общения и с помощью монитора или флипчарта в случае офлайн-коммуникаций.
Всё происходящее на встрече должно фиксироваться: на флипчарте, в Google документе, "Живой повестке" (инструменте для проведения встреч в смешанном формате) и т.д..
Для фиксации всей информации есть специальная роль - Скрайбер.
Процесс фиксация результатов встречи называется Wrap или вреппинг (буквально это означает упаковка, заворачивание), «заврепить» - производная от этого слова. Это и есть те самые улучшения инкремента, о которых мы говорили. Вреппинг позволяет понять практику, посылавшему запрос в сообщество, что делать дальше. Информация не теряется, с ней можно работать.
Более того, если вы используете "Живую повестку,"специальный софт позволяет трансформировать эти данные в смарт - объекты – например, действия, которые надо совершить.
Встречи в community of practice должны проводиться регулярно, как минимум один раз в неделю, т.е. этот процесс должен быть непрерывным, продолжаясь также в онлайн.
Важно не воспринимать методологию, правила проведения встреч жесткой, неизменяемой конструкцией и помнить о том, что цель Community of practice – не обсуждать ради обсуждения, не следовать методологии ради методологии.
Главное – получить интеллектуальный продукт встречи, улучшить то, с чем практики приходят на встречу, чтобы они могли двигаться дальше в решении поставленных задач.
Обучение методологии Сообщества практиков - здесь.
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.