Я уже писал свои первые впечатления от книги "Дочь Монтесумы", но это было поверхностное "Ох" и "Ах". Пришло время поговорить по существу.
Итак. Хаггард конечно мастерски владеет словом. Словом простым, без выкрутасов, без обманных манёвров и обращений к справочникам, но при этом вполне лихо этим простым словом увлекает читателя.
Не очаровывает как Олди, а приглашает. Скорее как Стивен Кинг. Вот моя история, она простая и я рассказываю её перед тобой. Идём со мной, если хочешь, а не хочешь - закрой книгу.
Автор применяет свой излюбленный приём - история, которую мы читаем это лишь пересказ событий, который УЖЕ случились с главным героем.
А это во первых определённый лирический настрой - меланхолия и ностальгия, окрашивающая всё в приглушенные цвета.
А во вторых - автор может использовать предзнаменования и заглядывания в будущее, подсвечивая ружья Чехова, при этом всё объяснено тем, что рассказчик то уже знает что к чему, а потому невольно делает нам намёки. Или вольно.
Так, в одной из первых глав герой завершает главу словами, что это был последний раз, когда он видел свою мать.
Если бы не формат "герой рассказывает события которые уже произошли", этот приём не работал бы так. От него веяло бы излишним пафосом и авторским нагнетанием. Которым оно и является.
У Хаггарда в произведении смешались в кучу прогрессивные взгляды модернистов 19 века:
Какой ужас, в наш посвящённый век ещё есть места, где девушку могут выдать замуж против её воли!
Какой ужас, инквизиция, это в наш то посвящённый век!
Дремучие представления о роли мужчин и женщин:
Для мужчины видимо нормально - любить нескольких в своей жизни
и приверженность своей вере: все жрецы плохие, но наши - хорошие!
Как у него от такого количества взаимоисключающих параграфов не слетела кукуха - непонятно.
Все те штампы, которые сейчас до дыр заезжены - придумал Хагард либо придал им форму Хаггард.
- Сражение у жерла вулкана
- главный герой попадает в племя дикарей где его принимают за бога
- "бога" должны принести в жертву
- В героя влюбляется принцесса-дикарка
Там ещё много, всё не упомнишь и не перечислишь.
Итог:
Книга не потеряла ни актуальности ни притягательности, хотя прошло два века.
Читается легко, свободно и приятно. Архаичности никакой нет, на мой взгляд перестроечные фильмы устарели куда сильнее, чем эта книга 19 века.
Здесь есть и приключения тела и приключения духа. Автор показывает нам исповедь героя, который сомневается в своих решениях, берёт на себя ответственность и делится с нами каждым переживанием.