Найти тему
User Friendly

За что хвататься начинающему UX исследователю?

Если вы тесно общаетесь с UX/UI дизайнерами, дружите с исследователями клиентского опыта или вдруг сами работаете продуктовым менеджером (в народе «продактом»), то наверняка знаете что-то про usabilityтесты. Если нет, то мы постараемся рассказать об этом быстро, коротко и понятным языком. Поехали!

Usability тест – это проверка удобства работы с сайтом, программой или приложением для конечных пользователей, т.е. для нас с вами. Этот метод применяется в качественных исследованиях.

Как он работает? Юзабилити тестирование представляет собой систематическое наблюдение за пользователем в контролируемых условиях. Например, мы наблюдаем, как пользователь взаимодействует с банковским приложением на своем телефоне в попытке сделать перевод по системе быстрых платежей. Помните, задача исследователя здесь не просто наблюдать за пользователем, а фиксировать все трудности и проблемы, которые у него возникают при использовании приложения.

Зачем это все? Цель данного упражнения – определить, насколько удобно пользователю взаимодействовать с сайтом или приложением. Метод помогает найти недостатки в интерфейсе или продукте и оценить глазами пользователей, для которых он предназначен.

Когда проводим? Проводить usability тестирование нужно, когда очевидно, что какая-то функция или страница на сайте/в приложении работает плохо или не работаетвообще. Часто бывает, что функция есть, но она не используется. Или есть страница, но ее никто не посещает. Usability тест помогает выявить, что с этим не так. Например, сформировать заказ на доставку рецептов на дом можно на сайте, но некоторые пользователи этой функцией не пользуются и заказывают рецепты по телефону, нагружая тем самым менеджера. Usability тестирование может ответить на вопрос, почему у пользователя есть проблемы и как их исправить, чтобы все заработало.

Этапы тестирования. Все usability тестирование делится на несколько этапов.

1) Гипотезы и предположения. Сначала выдвигаются гипотезы для проверки. Например, пользователь сможет заполнить форму и зарегистрироваться на сайте.

2) Привлекаем респондентов. Дальше мы привлекаем несколько респондентов для тестирования. Выбирайте целевых пользователей, т.е. тех, для которых реально предназначен ваш продукт или услуга. При выборе респондентов все советуют, и мы посоветуем остановиться на 5 респондентах. Их хватит, чтобы выявить 85% юзабилити ошибок.

3) Даем задание. Следующим этапом мы даем респондентам задание для тестирования. Например, заказать доставку продуктов на дом или зарегистрироваться на сайте по поиску работы.

4) Проводим тестирование. По ходу выполнения задания задача пользователя комментировать все свои шаги, а задача исследователя – наблюдать и записывать каждое действие и эмоции пользователя. Мы рекомендуем вести аудио и видео запись при выполнении задания. Только не забудьте оформить согласие на запись с респондентом.

5) Подводим итоги. Проблемы в ходе выполнения задания всплывут сами собой, но после завершения тестирования следует попросить респондента поделиться своим опытом и впечатлениями.

Результат. Гипотезы будут подтверждены или опровергнуты. Пользователь либо сможет зарегистрироваться на сайте, либо закроет страницу, столкнувшись со сложностями, о которых вы, скорее всего, узнаете в ходе usability тестирования. Эти сложности и проблемы пользователя называются usability ошибки. Результатом тестирования будет ворох таких юзабилитиошибок, устранением которых и займется команда продуктологов или дизайнеров.