Найти тему
Марина Багаева

Рубрика «Путешествия в четверг». Алтай, гора Белуха.

Белуха, 2015 год
Белуха, 2015 год

Много различных легенд ходит про гору Белуха, эта гора - достопримечательность, на которую едут посмотреть люди со всей страны.

Гора Белуха является наивысшей точкой Горного Алтая, представляет собой две вершины, в форме неправильных пирамид, – Западную (4435 м) и Восточную (4509 м.), а также понижение между ними, которое называют «Седло Белухи» (4000м.). Она расположена в Усть-катунском районе Алтая. Название«Белуха» связано с обильным снежным покровом, укрывающим гору.

Белуха является местом, в котором зарождается река Катунь, берущая начало в южном склоне ледника Геблера. Также с данного района Алтая берут свое начало реки Аккем, Идыгем, Кучерла. Река Белая Берель, которая принадлежит бассейну Бухтармы, проходит в низовое юго-восточной части горы. Потоки воды, выходящие из ледников Белухи, относятся к особому альпийскому типу рек.

Реки в районе Белухи быстротечны, зачастую образуют водопады. Живописный водопад Рассыпной расположен на одноимённой горной речушке, которая является притоком Катуни.

Гора, как и принято у царских особ, своенравна, она показывается не всем, укрывая свою красоту облачной мантией. Мне она показалась только с третьего моего визита, когда я уже просто попросила ее показать мне свою величественность и красоту.

Одним из тех, кто проникся особой атмосферой Белухи, стал известный философ и художник-мистик Николай Рерих. Изучая истоки буддизма, он побывал в этом районе в 1926 году, после чего написал о существовании энергетического моста между Белухой и Эверестом, как между двумя космическими антеннами. Золотые Горы (по одной из гипотез, слово «Алтай» произошло от тюркского «алтан», «алтын» – «золотой») интересовали Рериха как самая северная точка горного мира Центральной Азии, как один из главных коридоров, по которому древние народы двигались из центра Азии в равнины Сибири и далее, в Европу. Как место, представляющее интерес своей древней культурой, философией. В 1942 году Рерих написал картину «Победа», где на первом плане воин, сразивший дракона, а на втором – сияющие вершины Белухи. В честь его и членов его семьи названы четыре пика Катунского хребта в районе Белухи.

Победа, 1942 год
Победа, 1942 год

Николай Рерих написал множество этюдов и картин, посвящённых этой горе. Он видел в ней особую притягательность, Белуха написана в преобладающих синих тонах. Художник создаёт единое с землёй небесное пространство с возвышающимися округлёнными склонами гор. Массив Белухи и её две вершины с «седлом» посередине расцвечены охрой, чтобы подчеркнуть краски солнечного звенящего дня. Рерих в своих путевых заметках писал об этом.

Николай Рерих, 1926 год
Николай Рерих, 1926 год

Рерих считал эту вершину одним из нескольких мест на нашей планете, через которые Земля получает божественную энергию космоса. Алтайские шаманы считают, что Шамбала находится внутри священной Белухи, но в другом пространственном измерении. А тюрки верили, что на Белухе обитает богиня плодородия Умай, покровительница всех рожениц и детей. Староверы же говорили, что в этих местах находится счастливая страна Беловодье, попасть в которую может не каждый. К слову, берущая начало в горных ледниках река Белая Берель, действительно, словно Молочная река из сказки, имеет белый цвет из-за известняка и белой глины на ее дне.

В Индии, далеко на юге Азии, ведали о том, что на севере, в горной стране Алтае, на правом берегу Катуни, высоко в небо поднимается многоглавая гора, значение которой приравнивается к мировой горе Сумеру. В индийских священных ведах пишется, что Белуха призвана определять «центр от четырех океанов», так как она расположена почти на равном расстоянии от трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского, за что и называется в древних письменах «пуповиной Земли».

У Белухи несколько названий, у каждого народа – свое. Одно из имен, которое ей дали сами алтайцы, – Цаган-Убугун – «Белый Старик». Седовласая голова «Старика», по их представлениям, достигала самой вершины мира, что находится поблизости от Большой Медведицы. 

-4

Недалеко от Белухи в Уймонской долине Николай Рерих нашел десятки древних не известных науке памятников, погребальных сооружений Алтая. В своих дневниках путешественник, к примеру, упоминает о керексурах (надмогильных холмах, насыпанных из больших камней), «стелах безымянных народов», «оленьих камнях» (загадочных плитах, покрытых изображениями оленей с заброшенными за спину рогами и с витиевато закрученными отростками), «каменных фигурах» (изваяниях «баб», называемых кезерами и позволяющими детально представить покрой одежды древних). С каменными могилами у местного населения связаны легенды о давно прошедших здесь племенах. Например, о племени с высокой культурой, большими знаниями и чудным названием – чудь. По рассказам, племени угрожала смертельная опасность, и оно было вынуждено уйти через свои тайные подземные ходы в неизвестном направлении. Есть версия, что местные древние курганы с каменными завалами и есть замурованный вход в загадочные подземелья чуди. Рерих тут же вспомнил о распространенном в Индии и Тибете сказании о подземном городе народа агарти.

По одной из легенд Белуха – это родина Будды, именно отсюда он отправился в Индию и на Тибет.

Коренные алтайцы свято почитают Белуху, но близко приближаться к ней не стремятся. Белуха для них – это энергетический мост между землей и небом, обитель богов и духов. Это сакральное место, имеющее этнокультурную ценность и мистическое значение. В древние времена местные люди опасались потревожить Хозяина гор, охотники и следопыты доходили лишь до подножия – зона дальше считалась запретной, не для людей. Здесь не разрешалось шуметь, громко разговаривать, иметь при себе железные предметы.

Для многих жителей Белуха и сегодня – символ чистоты духа и центр мироздания. Гора, между прочим, имеет символичное расположение. Она является центром континента Евразии из-за своей равноудалённости от трёх океанов – Атлантического, Индийского и Тихого.