Найти тему
kin0guru

Советская кинокомедия "Просто ужас!" (1982)

Уже после размещения на канале статьи про семейное кино посмотрел двухсерийную комедию "Просто ужас!", снятую по заказу Гостелерадио на Одесской студии. Оказалось, что и эту работу с полным правом можно отнести к вышеупомянутому, "несуществовавшему" в СССР киножанру.

В детстве я этот фильм не видел (а так хотелось бы сравнить ощущения) и не помню, чтоб его вообще показывали по телику в 1980-е (UPD: Есть пруфлинк лишь о показе в конце июля 1989 года). А тогда редкая телепремьера проходила незамеченной. Сыгравший главную роль Дима Замулин у меня запечатлелся по другой двухсерийке - т/ф "Капитан Сорви-Голова" (1979). Её как раз регулярно показывали в школьные каникулы (наряду с "Электроником" и пр.). А вот с предметом обзора не сложилось. Не исключено, что в положенный срок он и не добрался до советских телеэкранов - в основных кинопорталах дата его первого телеэфира отсутствует. К тому же до сих пор малоизвестны факты участия в нём будущей поп-звезды Михаила Муромова (как композитора), и будущей телеведущей Фёклы Толстой (тогда просто Ани), в 11-летнем возрасте сыгравшей роль любимой, хоть и строгой соседки по парте. А ведь в случае популярности, а тем более культового статуса, дела обстояли бы несколько иначе - вся подноготная картины уже давно б стала достоянием ностальгических тем для ток-шоу и т.п.

Фёкла Толстая в фильме "Просто ужас!"
Фёкла Толстая в фильме "Просто ужас!"

А ведь было за что этот фильм положить "на полку"! Если конечно рассуждать мерками строгого теленачальства того времени. Местами он очень смел. Чего стоит хотя бы фраза "Хьюстон небось волнуется" в эпизоде со строящейся на детской площадке космической ракетой (!!). Да и секретные чертежи, которые подтянул маленький мальчик у своего отца, чтобы помочь в работе по обустройству двора. Это и сейчас воспринимается свежо и смешно, а уж тогда!.. А каков остросатирический выпад в сторону плановой экономики, из-за которой все жизненно необходимые резисторы СП13-E "ушли на экспорт"! К счастью, один из них нашёлся на свалке, но и тут "хрен редьки не слаще".

Главная заслуга в этом без сомнения принадлежит сценаристу Ярославу Харечко (в 1960-е капитан команды КВН Московского нефтяного института "Керосинки"), который, увы, не увидел киновоплощения своего блестящего труда: к великому сожалению, автор погиб в автокатастрофе 4 сентября 1982 года под Суздалем. Вместе с ним тогда оборвалась жизнь и диктора ЦТ Татьяны Коршиловой. Её многие вспомнят по финалам "Песни-80" и "Песни-81", которые как раз она и вела...

Татьяна Коршилова и Муслим Магомаев ведут "Песню-80"
Татьяна Коршилова и Муслим Магомаев ведут "Песню-80"

Несправедливо было б не назвать и автора пьесы "Просто ужас!" (по мотивам которой снят одноимённый фильм) - замечательного детского писателя Юрия Сотника, тоже обладавшего недюжинным чувством юмора. Сужу по его повестям и рассказам, так как саму пьесу не читал (найти и скачать её в инете проблематично). Поэтому насколько близки или далеки мотивы утверждать сложно. При том что гораздо раньше, в 1971 году, это произведение уже экранизировал Лев Мирский на киностудии им. Горького. Хотя его юмористическая киносказка по мотивам получила совсем другое название - "Два дня чудес". Фильм вышел совсем детский, но не в этом суть. Факт, что общего с телеверсией режиссёра Александра Полынникова (известен по музыкальному т/ф "Берегите женщин", 1981) у него лишь фабула, где отец и сын чудесным образом поменялись телами. А также сыгравший там и там Леонид Куравлёв (разные роли). Если в первом варианте совсем сказочный сюжет с феями-недоучками, то во втором - скорее научно-фантастический (или НЕнаучно). Даже папа там работает не завтерапии в поликлинике (как в "Двух днях"), а ветеринаром. Но главное, что мишени для юмора и сатиры начала 1980-х ещё совсем не характерны для эпохи "оттепели", когда Сотник сочинял первоисточник.

Ко времени создания фильма одними из самых актуальных и обсуждаемых тем были НТР и проблемы школьного образования, которые нашли своё яркое, даже с толикой гротеска (вплоть до абсурда) отражение. Школа, в которой учится главный герой Антон Мурашов, гиперсовременная (и по меркам не только сороколетней давности): тут вам и интерактивные доски, и эксперименты по тестированию, и неожиданно вместо контурных карт надувные глобусы! При этом учителя показаны живыми людьми, над которыми сценарист (от лица Антона) по-доброму подтрунивает: кто-то с головой окунулся в инновации, пытаясь даже литературу загнать в механические схемы; учительница английского сама говорит с жутким акцентом, а физрук и вовсе случайный человек в школе.

-4

Слегка достаётся и показухе с формализмом, а также сбору металлолома, который регулярно попадал в поле зрения советского кинематографа (статья "Сбор металлолома как часть советского кино"). Избыточную нагрузку школьников тоже не обошли стороной. Кстати, эту тему в том же 1982 году в полной мере осветили в другом фильме - "Не хочу быть взрослым" (режиссёр Юрий Чулюкин).

Основной "взрослой" проблемой (помимо семейных и чисто профессиональных) в сатирическом ключе показана необходимость приспосабливаться, выстраивать связи с "нужными людьми". Главным проводником этой нелицеприятной идеи выступает неподражаемый Александр Ширвиндт в роли главврача ветлечебницы. В то же время, оказавшись в теле сына, Вадим Петрович сумел-таки с успехом продемонстрировать приобретенные с годами "дипломатические" навыки, хотя по началу и получает обвинение в трусости от своей подружки Алёнки. Да и в целом он со своим нелёгким положением справляется на "четыре с плюсом", чего не скажешь о сыне Антоне - тот, что называется, "потёк".

Хотя вроде бы ничто не предвещало. В начале действия тот показан вполне адекватным подростком, по-хорошему остроумным (за что чаще и получает нагоняи от учителей) и при этом вынужденным уживаться с занудливым резонёром-отцом (мать где-то в Сибири на стройке). Но куда всё делось после обмена телами: вскоре он предстаёт суетливым, легкомысленным недотёпой. Впрочем это извечное амплуа острохарактерного актёра Семёна Морозова - играет ли он взрослого парня (в других комедиях), или подростка в теле взрослого (как здесь). Именно эти недочёты не позволяют объявить этот фильм шедевром. Хотя он очень близок к этому, в том числе благодаря изумительному актёрскому перевоплощению Димы Замулина, которому, несмотря на его юный возраст, действительно веришь - перед тобой именно взрослый в теле подростка.

(4,5/5)

(с) Albert Magnus для kin0guru